АЛЕКСАНДР КОРОПАЧИНСКИЙ: «Я НЕ РОМАНТИК — ПРАГМАТИК»
КАК УСТРОЕН ГОРОД. СОЕДИНЯЕМ ЛЮДЕЙ, ЗНАНИЯ, ПРАКТИКИ.
ЭФФЕКТ ГОРОДА
Красноярск за последние несколько лет резко вырвался вперед по сравнению с соседними столицами регионов в СФО в части благоустройства и появления новых урбанистических объектов. Так считают и горожане, и гости краевой столицы.
А как видят будущее города профессионалы рынка недвижимости? МОСТ побеседовал с Александром Игоревичем Коропачинским, генеральным директором строительной группы СМ.СИТИ, президентом Красноярского Союза Строителей.
Концепция без плановой экономики
Недавно принят такой документ, как Стратегия социально-экономического развития города до 2030 года. Как вы оцениваете перспективу застройки Красноярска?
Давайте вспомним историю. Когда бурно развился Красноярск? Фактически это было в 1950-60-е годы, когда началось строительство химико-лесного комплекса, объектов энергетики. Тогда население города за 20 лет стремительно выросло с 200 до 700 тысяч человек. Это была первая Стратегия развития города, которую разработал Госплан СССР. Под это было выделено финансирование, строительные мощности. Сегодня, когда нет плановой экономики, а в документе Стратегии нет четких формулировок, я, как строитель, могу сформулировать только некоторые возможные направления по развитию города. Но эти направления необходимо корректировать во времени, с учётом финансирования и реальных действий со стороны власти.
Сейчас ни у кого нет четкой формулировки, что такое Красноярск. Единственное, что не вызывает споров и контраргументов — это определение нашего города как места, удобного для жизни. Край и его столица имеют большие инвестиционные возможности и перспективы — нефтегазовый комплекс, уголь, различные производства. Сегодня можно выбирать место работы и вахтовым методом, и дистанционно, вдали от офисов. Это новая экономическая реальность. Поэтому люди выбирают для постоянной жизни тот город, где им просто удобно жить. Нам нужно создавать комфортную городскую среду в самом широком ее понятии. Это единственная миссия градостроителей сегодня.
СЕЙЧАС ЧЕТКО НИКТО НЕ СФОРМУЛИРОВАЛ, ЧТО ТАКОЕ КРАСНОЯРСК!
Соответствует ли Красноярск концепции новой урбанистики?
Во-первых, Красноярск должен из моноцентричного города превратится в полицентричный. Это один из тезисов урбанистической теории. Теорию городской среды можно условно сравнить с атомной энергией, когда происходит достижение критической массы. Если поставить два дома — новая жизнь там не начнется. А вот 15 домов, когда количество людей станет достаточным — тогда уже начинается создание новых сервисов, бизнеса, общепита, торговли. Правильными градостроительными решениями создается среда, регулируются человеческие потоки, привлекается бизнес. Городская застройка должна быть плотной. У нас же население хочет жить в городе, но как в деревне. Тогда нужно перебираться в Сухобузимский район.
Автобусы и авто
Понятие «комфортная среда» состоит из конкретных компонентов. Как Вы считаете, что нужно сделать для ликвидации транспортного коллапса, например?
Приоритет должен быть отдан общественному транспорту одновременно с существенными ограничениями для личных автомобилей. Это подтверждено мировой практикой, и другой концепции нет. Городской транспорт как альтернатива личным авто должен быть комфортным. Для этого должна быть разработана принципиально новая схема общественных маршрутов, ведь нынешняя система транспорта уходит корнями в 1996 год.
Маршруты должны быть двухуровневыми — магистральные и подвозящие. Это не изобретение, это сделано во всем мире. Если создать условия для развития общественного транспорта, у горожан появится стимул реже использовать автомобили, на улицах станет меньше личного автотранспорта, газоны и детские площадки во дворах освободятся от стоящих на них машин, у города наконец появится возможность создавать пространства для пешеходов и велосипедистов, существенно улучшится экологическая обстановка.
Менять город
Как ваш опыт по созданию в Красноярске новой среды повлиял на рынок, на качество новостроек ?
Сегодня можно сказать, что мы вместе с другими строительными компаниями меняем среду. Мы проектируем свои районы, исходя из доказанных закономерностей и лучшего опыта других стран. Там еще в 1980-е пришли к осознанию проблем и необходимости изменения старой технологии и тактики застройки городов, была сформулирована теория нового урбанизма. Мы ничего не изобрели, просто внимательно изучали тему, читали книги, вместе с коллегами во время путешествий по Европе находили новые градостроительные решения и закономерности. Затем мы их привнесли сюда, в Красноярск.
Многое из того, что мы начали реализовывать несколько лет назад, было сделано в Красноярске впервые. Например, первая детская площадка на «Южном берегу», построенная в 2009 года с применением каучуковой крошки. Сейчас уже практически все застройщики сдают игровую зону по этому стандарту.
Уже стали нормой новые инженерные решения в домах. К примеру, горизонтальная разводка отопления без стояков в квартирах, натяжные потолки — мы запустили и подтолкнули процесс соревнования между строителями.
ЭТО СЛЕДСТВИЕ ОБРАТНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ СРЕДЫ НА СОЗНАНИЕ, НА СВЯЗАННОСТЬ ЛЮДЕЙ И ИХ ОБРАЗ ЖИЗНИ.
То, что мы уже видим в ваших районах — квартальная застройка, дизайн улиц, безбарьерная среда — эти решения оценены пользователями среды и покупателями квартир?
Мое любимое выражение — самолеты заставляют летать деньги и только деньги. Если вы хотите получить лучшее качество, в данном случае, городской среды, то и стоить она будет дороже. В домах первой очереди района многие покупатели сначала не понимали, за что они платят. Новое пространство стало жить — катки, рампы для велосипедистов и райдеров, детские городки, зеленые газоны и клумбы, охрана… Мы сформировали новую среду, и она начала работать. Стали востребованы офисы, культурные площадки, фотозоны, постоянно проводятся мероприятия, фестивали. Люди со всего города приезжают сюда просто погулять, посидеть в уличных кафе, район стал модным, популярным, дорогим. Горожанам хочется чувствовать себя комфортно не только в квартире, но и за ее порогом, и они уже осознанно делают свой выбор. Это следствие обратного воздействия среды на сознание, на связанность людей и их образ жизни.