КАК ОГРАНИЧИТЬ ПАРКОВКУ ВО ДВОРЕ?
Еще недавно считалось, что концепция «двор без машин» — это преимущество только элитных районов.
КАК УСТРОЕН ГОРОД. СОЕДИНЯЕМ ЛЮДЕЙ, ЗНАНИЯ, ПРАКТИКИ.
КАК ОГРАНИЧИТЬ ПАРКОВКУ ВО ДВОРЕ?
Еще недавно считалось, что концепция «двор без машин» — это преимущество только элитных районов. МОСТ наблюдает, как постепенно в России формируется новая практика — появляются дворы типичных спальных районов, где движение автомобилей ограничено. МОСТ разбирается, как начинаются и развиваются эти процессы. Примеряем опыт на типичный двор красноярской новостройки.
Типичная новостройка в Ветлужанке
Типичная застройка в новом микрорайоне: 17-ти этажные дома с одной детской площадкой и несколькими спортивными. По картам, сделанным со спутника, видно, сколько пространства занимают машины.
Рассказ одного из жильцов дома
ПЕРИОДИЧЕСКИ В ДОМОВОМ ЧАТИКЕ НАЧИНАЕТСЯ КИПЕНИЕ: ТЕ, КТО НЕ СМОГ ПОСТАВИТЬ МАШИНУ РЯДОМ С ПОДЪЕЗДОМ, ПРЕДЛАГАЮТ ПОСТАВИТЬ ШЛАГБАУМ, ЧТОБЫ МЕСТО ВО ДВОРЕ БЫЛО ТОЛЬКО ДЛЯ СВОИХ. НЕ ПОНИМАЮ, ЗАЧЕМ ОГОРАЖИВАТЬ, ПО СУТИ, ПАРКОВКУ? ЖАЛКО, ЧТО ПОКА НИКТО ИЗ ЖИТЕЛЕЙ НЕ СОГЛАШАЕТСЯ НА ВАРИАНТ — ВООБЩЕ УБРАТЬ МАШИНЫ С ТЕРРИТОРИИ ДВОРА.
Автомобиль во дворе
Российское законодательство разрешает только «гостевые» парковки: приехал, высадил человека и уехал. Верховный суд в феврале 2019 года эту норму подтвердил.
Парковки строятся из расчета: 30-40 мест на 100 квартир. Строить дома с расчетом «место на квартиру», значит увеличить стоимость квадратного метра и дать людям асфальтовый плац у дома вместо зелени и зон отдыха.
Ситуацию спасли бы многоуровневые или подземные парковки, но это решения, которые требуют больших инвестиций в строительство и готовности людей выкупать парковочные места. Жители домов хотят, чтобы решения были быстрыми и недорогими. Жить в недодворе с парковкой, которой все равно не хватает, некомфортно.
фото: @profgorozhanka
А в чём проблема?
- Дворы, заставленные машинами, безлюдны. На крохотные пятачки детских площадок в осаде выхлопных труб родители не отпускают гулять детей.
- Зимой большинство машин во дворе стоит на прогреве. Выхлопные газы тянет в квартиры.
- Дом превращается в место ночевки. Подобные микрорайоны перерастают в гетто.
- Во дворе нечем заняться и некуда пойти.
- В запаркованные дворы не проезжают скорые и пожарные машины.
Дворы, заставленные автомобилями, приводят к росту числа автомобилей. Если у дома ничего не происходит, нечем заняться и негде гулять, горожанам, чтобы качественно провести время, приходится ехать в другой район.
Виталий Чеусов
заместитель руководителя департамента транспорта Красноярска
СЕЙЧАС В НЕКОТОРЫХ ГОРОДАХ РАЗНЫХ СТРАН ОТКАЗЫВАЮТСЯ ОТ МИНИМАЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ К КОЛИЧЕСТВУ ПАРКОВОК, ЧТОБЫ ОГРАНИЧИТЬ АВТОМОБИЛИЗАЦИЮ И СНИЗИТЬ СТОИМОСТЬ СТРОИТЕЛЬСТВА. И ЭТО РАБОТАЕТ. ЕСЛИ РЯДОМ ЕСТЬ ЭФФЕКТИВНЫЙ МАГИСТРАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ТРАНСПОРТ, ТО ДОМ МОГУТ СТРОИТЬ ВООБЩЕ БЕЗ ПАРКОВКИ. ЕСЛИ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ТРАНСПОРТ ДАЛЕКО, ТО ОТ АВТОМОБИЛЯ ОТКАЗАТЬСЯ ТРУДНО.
Советская квартальная застройка центра города была близка к идеальной. А в Зеленой Роще на улице Комарова стоят пятиэтажки, которые образуют закрытые дворы. Большую часть в них занимают детские площадки и зоны отдыха со скамейками. Основная парковка для машин находится с внешней стороны домов, далеко от окон первых этажей. Есть пространство для отдыха, коммуникаций. Сама логика застройки контролирует привычки водителей.
Двор без машин. Это возможно?
Один из способов решения — проектировать закрытые дворы, как это сейчас делает компания СМ.СИТИ.
Александр Васильев
директор по маркетингу компании «СМ. СИТИ»
КОГДА МЫ НАЧАЛИ СТРОИТЬ «ЮЖНЫЙ БЕРЕГ», МЫ УЖЕ РАБОТАЛИ С ГОЛЛАНДЦАМИ, КОНСУЛЬТИРОВАЛИСЬ ПО ПОВОДУ КВАРТАЛЬНОЙ ЗАСТРОЙКИ, ГДЕ ЕСТЬ ДВА ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ПРОСТРАНСТВА. ОДНО — ЗАКРЫТОЕ, МАКСИМАЛЬНО КОМФОРТНОЕ ДЛЯ ЖИТЕЛЕЙ, И ВНЕШНЕЕ — ЭТО ОТКРЫТЫЕ ДЛЯ ВСЕХ УЛИЦЫ, ПЛОЩАДКИ. И СТАЛО ПОНЯТНО, ЧТО В ПРОСТРАНСТВЕ ЖИТЕЛЕЙ НЕТ МЕСТА МАШИНАМ. ОНИ НЕ ДАЮТ НЕОБХОДИМОГО УЮТА. МЫ ИЗУЧИЛИ ПРИМЕРЫ ДРУГИХ ГОРОДОВ. СТАЛО ОЧЕВИДНО, ЧТО ДВОР БЕЗ АВТО ВОСПРИНИМАЕТСЯ КАК БЕЗОПАСНЫЙ, ЭТО РАСШИРЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА СВОЕЙ КВАРТИРЫ. СЕЙЧАС МЫ ПРОЕКТИРУЕМ ЗАКРЫТЫЕ ДВОРЫ. НО РЕШЕНИЕ ЗАКРЫТЬ ДВОРЫ ПРИНИМАЮТ САМИ ЖИТЕЛИ.
закрытый от машин двор «Южного берега»
выделенная парковка с внешней стороны дома
проезжая часть с карманами для авто
Даже если дом построен давно, не значит, что двор надо отдать автомобилям и смириться. Алгоритм, как ограничить территорию парковок у дома, прописан в Жилищном кодексе: собрать жильцов, провести собрание, на нем принять решение.
Борис Шаталов
архитектор
ПО ЗАКОНУ ЗАСТРОЙЩИК ПЕРЕДАЕТ ЖИЛЬЦАМ ТО, ЧТО ЗАЯВЛЕНО В ДОГОВОРЕ. УЖЕ ПОТОМ ЖИЛЬЦЫ МОГУТ СОБРАТЬСЯ И ПЕРЕСМОТРЕТЬ ПЛАНИРОВКУ ДВОРА — ВМЕСТО ПАРКОВКИ СДЕЛАТЬ, НАПРИМЕР, ДЕТСКУЮ ПЛОЩАДКУ. ОНИ МОГУТ ЭТО СДЕЛАТЬ. НО ЭТО УЖЕ НЕ ДЕЛО ЗАСТРОЙЩИКА. ВСЁ, ЧТО ОН МОЖЕТ — СДЕЛАТЬ ГРАМОТНЫЙ ПРОЕКТ, КОТОРЫЙ БУДЕТ УЧИТЫВАТЬ КОМФОРТ БУДУЩИХ ЖИТЕЛЕЙ.
Но и когда решение принято, возникают противоречия: не всех жителей устраивают заборы, не у каждому дома на счету хватит средств установить автоматизированный шлагбаум. Какие еще есть способы ограничить территорию машин?
Как ограничить парковку? Примеры
Проблема запаркованных дворов — не только российская. В Белоруссии новые микрорайоны точно так же заставлены автомобилями. Но пример Каменной Горки доказал: двор можно освободить от машин.
Председатель одного из домов рассказывает, как удалось перекроить двор. Первый шаг — восстановил когда-то срезанные столбики перед подъездами. Так освободилось пространство для пешеходов. Затем на общем собрании было решено поставить несколько полусфер на поворотах — машины там уже не могли парковаться, и мусоровозы свободно проезжали во дворы. На следующем собрании уже 70% жителей проголосовали за то, чтобы увеличить количество полусфер. Сейчас во дворе есть несколько мест для быстрой парковки — на 5-15 минут, чтобы высадить тех, кому сложно ходить, выгрузить что-то тяжелое. Сами жители оставляют машины на внешней парковке. И сторонников у председателя становится больше.
Появляется и российский опыт. Московское отделение международной Академии архитектуры занимается перепланировкой дворов в спальных районах, в том чиле находят варианты для запаркованных домов. Иногда достаточно просто по-другому зонировать двор.
Павел Сонин
профессор московского отделения международной Академии архитектуры
ВСЕ АКТИВНОСТИ ВОЗЛЕ ДОМА: ДЕТСКИЕ, СПОРТИВНЫЕ ПЛОЩАДКИ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ОРГАНИЗОВАНЫ ТАК, ЧТОБЫ ДО НИХ НЕ НУЖНО БЫЛО ИДТИ ЧЕРЕЗ ПАРКОВКУ. ТО ЕСТЬ ПАРКОВКИ МОГУТ ОСТАТЬСЯ, НО ОНИ ДОЛЖНЫ БЫТЬ В СТОРОНЕ. МЫ РАЗРАБАТЫВАЕМ ТАКИЕ ПРОЕКТЫ В УЖЕ ЗАСТРОЕННЫХ ТЕРРИТОРИЯХ. РАБОТАЛИ НАД ПЕРЕПЛАНИРОВКОЙ ДВОРА В ПЯТИЭТАЖКЕ. ТАМ ВО ДВОРЕ СТОИТ ПОРЯДКА 70-ТИ МАШИН. И ОНИ ВСЕ ПАРКОВАЛИСЬ ВОЗЛЕ ПОДЪЕЗДОВ, НА ТРОТУАРАХ. ПРИ ЭТО В ЦЕНТРЕ, РЯДОМ С ДОРОГОЙ, ОТКУДА ВЫЕЗЖАЮТ МАШИНЫ. МЫ ОБЩАЛИСЬ С ЖИТЕЛЯМИ И ПОМЕНЯЛИ ВСЕ МЕСТАМИ: ПЕРЕНЕСЛИ ДЕТСКУЮ ПЛОЩАДКУ БЛИЖЕ К ДОМУ. А ПАРКОВОЧНЫЕ МЕСТА ОРГАНИЗОВАЛИ РЯДОМ С ВЫЕЗДОМ. И ПОЛУЧИЛСЯ ДВОР ВРОДЕ БЫ БЕЗ МАШИН, НО С МЕСТАМИ, ГДЕ ОНИ МОГУТ СТОЯТЬ. И ЭТО СООТВЕТСТВУЕТ НАШЕЙ РОССИЙСКОЙ РЕАЛЬНОСТИ.
Проект микрорайона «Новая Трёхгорка» (Москва)
Важные тезисы:
- По правилам пожарной безопасности у дома должен быть проезд. Будет ли там асфальт, или замощенная дорога — неважно. Главное, чтобы ширина была не меньше 3,5 метров с определенным радиусом разворота. Этот проезд может быть ограничен шлагбаумом, цепью с замком или опускающимися столбиками — на что хватит бюджета дома.
- У подъезда может быть организована только временная парковка для служб доставки, спецтехники и разгрузки, доступ на это место можно контролировать по звонку или с помощью шлагбаума. Хороший, но дорогой для дома вариант — консьержи.
- Забор — не единственный и не лучший вариант ограничения. Там, где ходят пешеходы, доступ машин может быть ограничен полусферами, высоким бордюрным камнем, клумбами или парковочными столбиками.
Самое главное, это говорят все эксперты, которые комментировали этот материал, что решение ограничить парковку должно быть совместным. И оно должно быть продиктовано желанием большинства жителей дома сделать свой двор комфортным и безопасным местом.