КТО ГЛАВНЫЙ НА УЛИЦЕ В КРАСНОЯРСКЕ?

КАК УСТРОЕН ГОРОД. СОЕДИНЯЕМ ЛЮДЕЙ, ЗНАНИЯ, ПРАКТИКИ.

Текст: Оксана Будулак
9 сентября 2019

КТО ГЛАВНЫЙ НА УЛИЦЕ В КРАСНОЯРСКЕ?

Пешеходы отвоевывают улицы у автомобилистов — это мировая практика. Архитектурные «оскары» за лучшие проекты городских улиц получают пространства, где удобно пешеходам и велосипедистам, где низкий автомобильный трафик, но бурлит жизнь. МОСТ разбирается, а пришел ли в Красноярск мировой тренд, как меняются наши улицы и как улицы меняют образ жизни горожан.

Чем улица отличается от дороги?

Дорога — это путь сообщения в дорожно-транспортной сети, по сути, технический объект. А улица шире, это часть городской инфраструктуры. Это и пешеходное, и автомобильное пространство. С 70-х годов улицы стали пониматься как место встречи горожан, для обмена знаниями и досуга. Как говорят авторы, например, «Сводного стандарта» Москвы, улицу нельзя проектировать отдельно от контекста.

Хорошая улица — пешеходная улица?

Глобальные мировые города планируют с прицелом на пешехода с 1970-х. В России — с 2010-х. Власти усомнились в перспективе развития города для автомобилиста, но это не значит, что хорошая улица обязательно должна быть пешеходной.

К примеру, проспект Мира, как бы ни просили журналисты и горожане, не должен быть полностью пешеходным, считает управляющий партнер в ООО «Проектдевелопмент» Антон Шаталов.

Антон Шаталов
управляющий партнер «Проектдевелопмент»

РАНЬШЕ БЫЛА ИДЕЯ: ДАВАЙТЕ СДЕЛАЕМ МИРА ПЕШЕХОДНЫМ ОТ ПАРИЖСКОЙ КОММУНЫ ДО ПЛОЩАДИ МИРА. НО ЕСТЬ ИДЕЯ ЛУЧШЕ: СДЕЛАТЬ ПЕШЕХОДНЫМ ФРАГМЕНТ ОТ ПЕРЕНСОНА ДО ДИКТАТУРЫ ПРОЛЕТАРИАТА, ГДЕ САМАЯ ВЫСОКАЯ КОНЦЕНТРАЦИЯ СЕРВИСОВ, НАИМЕНЬШАЯ ШИРИНА ФАСАДА И КУЧА ВСЕГО ПРОИСХОДИТ. ЕСЛИ ЭТОТ ФРАГМЕНТ ЗАКРЫТЬ НАВСЕГДА ДЛЯ ПРОЕЗДА И СДЕЛАТЬ ПЕШЕХОДНЫМ, ЭТО НЕ ПРИВЕДЕТ НИ К КАКОМУ  ТРАНСПОРТНОМУ КОЛЛАПСУ. НАДЕЮСЬ, ЭТО СЛУЧИТСЯ К 400-ЛЕТИЮ.

ОСОБОЙ НУЖДЫ НЕТ В УЛИЦЕ КИРОВА, ЕЕ ДУБЛИРУЮТ ДВЕ ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ УЛИЦЫ. МОЖНО ЗАЦЕПИТЬ ЗА ПАРК УЛИЦУ ДЗЕРЖИНСКОГО, СДЕЛАТЬ ПЕШЕХОДНОЕ КОЛЬЦО ВОКРУГ ПАРКА с УЛ. ГОРЬКОГО. ТАКИЕ ФРАГМЕНТЫ СДЕЛАЛИ БЫ ЦЕНТР ЕЩЕ БОЛЕЕ ИНТЕРЕСНЫМ МЕСТОМ. 

На хорошей улице должны быть элементы пешеходной инфраструктуры. Один из индикаторов развития улиц — пешеходные переходы. Для сравнения: в Москве Х-образные переходы (пешеходы могут перейти перекресток по диагонали) заменили П-образные (неудобные для пешеходов) в 2016 году. В Красноярске диагональные переходы появились только в 2019-м.

Shared space — явление из той же области. С помощью Shared space муниципалитеты улучшают условия для пешеходов. Это общие улицы, где потоки автомобилей и пешеходов не разделены разметкой или бордюрами. Водители и пешеходы сами подстраиваются друг под друга.

Exhibition Road в Лондоне

Кажется, какой комфорт, если вокруг автомобили. Но основная идея в том, что люди слишком привыкли доверяться запрещающим знакам и ограждениям, и лучше, если участники движения смотрят друг на друга. Водитель знает, что на его пути в любой момент может оказаться пешеход, а значит, снижает скорость. На не до конца автомобильной и не до конца пешеходной улице никто не чувствует себя главным.

На экспериментальный формат власти переводят узкие, так называемые медленные улицы. Больше о развитии Shared space можно почитать у Аркадия Гершмана.

Кому на улице выгодны пешеходы?

Почему столько внимания на современных комфортных улицах уделяется пешеходам? Проведено несколько десятков исследований, подтверждающих, пешеходы в городе здоровее и живут дольше тех, кто передвигается только на авто. Улицы, удобные для пешеходов, безопаснее. И бизнесу выгодно иметь дело с пешеходами.

Исследования можно найти в книгах:

  • Джеф Спек «Город для пешехода»
  • Горожанин. Что мы знаем о жителе большого города?
  • Лео Холлис «Города вам на пользу»

Пётр Иванов
социолог города Лаборатории Гражданская инженерия

В урбанистической науке есть такое понятие как «пешеходность» (walkability) — пригодность городского пространства для передвижения пешком.

Исследования показывают, что там, где среди прочих видов перемещения горожане выбирают именно пешие прогулки (и вместе с ними велосипед и альтернативные формы мобильности типа самокатов) формируется особый режим городской экономики. Пешеход за счет низкой скорости перемещения обладает рассеянным вниманием, засматривается на витрины и вывески. Пешеход гораздо маневреннее автомобиля, и ему проще сделать остановку в пути, зайти за небольшой покупкой, например, стаканом кофе на вынос и продолжить движение.

ПЕШЕХОД МОЖЕТ СЕБЕ ПОЗВОЛИТЬ ПО ХОДУ ДВИЖЕНИЯ ВЫПИТЬ КРУЖКУ ПИВА ИЛИ ДАЖЕ ПЕРЕМЕЩАТЬСЯ ОТ ОДНОГО БАРА К ДРУГОМУ, НЕ БОЯСЬ ЛИШИТЬСЯ ПРАВ. ПЕШЕХОД МОЖЕТ ЗАЙТИ В МАГАЗИН ИЛИ ШОУРУМ ПРОСТО ТАК, ПОТАРАЩИТЬСЯ, НЕ ПЕРЕЖИВАЯ ЗА ТО, СКОЛЬКО ВРЕМЕНИ И ДЕНЕГ НА БЕНЗИН ОН ПОТРАТИЛ РАДИ ЭТОГО, В СУЩНОСТИ НЕ ОБЯЗЫВАЮЩЕГО НИ К ЧЕМУ, ХОТЯ И СПОСОБНОГО СПРОВОЦИРОВАТЬ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ, ЗАНЯТИЯ.

Отремонтированный проспект Мира — иллюстрация к закономерности. За 2019 год на фрагменте улицы от Диктатуры Пролетариата до 9 Января рестораны заняли до этого годами пустующие помещения. Пешеходность улиц провоцирует развитие небольших бизнес-форматов: шоурумов, баров, кофеен, пекарен. Пешеходы обеспечивают много покупок с небольшим чеком. Места с развитой автомобильной инфраструктурой получают большие суммы, но это единичные траты.

Пётр Иванов
социолог города Лаборатории Гражданская инженерия

ПЕШЕХОДНОСТЬ УЛИЦЫ ЗАВИСИТ ДАЛЕКО НЕ ТОЛЬКО ОТ ШИРИНЫ ЕЁ ТРОТУАРОВ, ЗАТЕНЁННОСТИ, УДОБСТВА ПЕРЕХОДОВ. ВАЖНЕЙШИМ КАЧЕСТВОМ ЯВЛЯЕТСЯ РАСПОЛОЖЕНИЕ УЛИЦЫ В СИСТЕМЕ ПЕШЕХОДНЫХ МАРШРУТОВ ГОРОДА. ЕСЛИ УЛИЦА КОМФОРТНА И УДОБНА, НО НИКУДА ИЗ НИОТКУДА НЕ ВЕДЁТ, НЕ ОБСЛУЖИВАЕТ СВОЕЙ ИНФРАСТРУКТУРОЙ ОСМЫСЛЕННЫЙ ПЕШЕХОДНЫЙ ПОТОК, ТО ВРЯД ЛИ МЫ СМОЖЕМ НАБЛЮДАТЬ НА НЕЙ ОПИСАННЫЕ ВЫШЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЭФФЕКТЫ.

Эволюция проспекта Мира

Лето 2019 года, по сути, первое лето, когда красноярцы пользуются проспектом Мира в полной мере. Два лета из-за ремонта горожане были лишены центральной улицы Красноярска. Зато изменения принесли расширение тротуаров, сокращение парковки, формирование новых общественных пространств, смену п-образных на х-образные переходы.

Проект проспекта Мира бесплатно разработала компания «Проектдевелопмент». Его можно изучить по ссылке.

Проспект Мира в Красноярске

На видео новая уличная мебель, подсветка, обновленные места отдыха.

Читателям МОСТа Антон Шаталов объясняет, почему движение на проспекте Мира было организовано именно так и почему пешеходам так лучше.

Антон Шаталов
управляющий партнер «Проектдевелопмент»

ПРОСПЕКТ МИРА — УСПЕШНЫЙ ПРОЕКТ И ОТЛИЧНЫЙ КЕЙС, КОТОРЫЙ ДЕМОНСТРИРУЕТ, КАК ПРАВИЛЬНО СОЗДАННАЯ ГОРОДСКАЯ СРЕДА СТАНОВИТСЯ КАТАЛИЗАТОРОМ ПРОЦЕССОВ ЖИЗНИ В ОБЩЕСТВЕННОМ ПРОСТРАНСТВЕ. КАК ОТКРЫВАЮТСЯ НОВЫЕ БИЗНЕСЫ, НАЧИНАЕТ УЛИЦА РАБОТАТЬ С ФАСАДАМИ ЗДАНИЙ, КАК УЛИЦА СТАНОВИТСЯ ЖИВОЙ.

Сквер Пушкина и проспект Мира после реконструкции

Были попытки сделать Мира транспортной магистралью, чтобы по ней можно было быстро проехать по центру, поэтому до реконструкции на проспекте можно было остановиться только в парковочном кармане. Было очень неудобно. В 2017 году убрали все карманы и разрешили просто парковаться параллельно — это было наше предложение. Я за то, чтобы парковка на Мира стала платной. Сейчас из-за того, что правый ряд практически полностью запаркован, появился дополнительный буфер, защищающий пешехода от машин, дорога стала уже и тише — пешеходам стало значительно комфортнее.

Работы на проспекте Мира продолжаются. Сейчас проектировщики добиваются того, чтобы в розетки вдоль дороги высадили здоровые деревья. После ремонта количество мест для деревьев удвоилось. Еще необходимо повесить все адресные таблички на фасады и принять цветовой регламент.

Эксперименты с другими улицами в Красноярске

«Южный берег»

Оранжевые высотки «Южного берега» в двухтысячных открыли новую главу на рынке жилья. Яркие, комфортные, доступные, индивидуальный проект и европейский подход. И это всё в сердце промышленного правобережья, где и собаку было страшно отпустить. Успех девелоперского проекта с годами закрепился.

Постиндустриальный Красноярск раскрылся, и у жителей города появился шанс на новый город. Что в итоге достанется нам, комфортное жилье или историческое наследие — всё зависит от концепции и лояльности девелоперов к городу. «Южный Берег» сконцентрирован на квартальной застройке, комфортной дворовой среде и в целом предлагает двор нового типа.

Антон Шаталов
управляющий партнер «Проектдевелопмент»

СРЕДА ЮЖНОГО БЕРЕГА В ТЫСЯЧУ РАЗ ЛУЧШЕ, ЧЕМ В БОЛЬШИНСТВЕ СТРОЯЩИХСЯ РАЙОНОВ. ТАМ ЕСТЬ СТРУКТУРА, ИЕРАРХИЯ ПРОСТРАНСТВ — ЕСТЬ УЛИЦЫ, ПЕРЕУЛКИ, ГЛАВНЫЕ ПРОСТРАНСТВА, НАБЕРЕЖНЫЕ, ДВОРЫ СО СВОИМ РЕЖИМОМ ЭКСПЛУАТАЦИИ. ТАМ ЕСТЬ РАЗНООБРАЗИЕ, ЕСТЬ СВОИ ФИШКИ И ТЫ НЕ ЗАБЛУДИШЬСЯ, ЛЕГКО ОРИЕНТИРОВАТЬСЯ. ХОТЬ ОН, К СОЖАЛЕНИЮ, НЕ СТАЛ ПРООБРАЗОМ ЦЕНТРА, ТАМ ЕСТЬ ЖИЗНЬ ДНЕМ, ТАМ ЕСТЬ БИЗНЕС, МАГАЗИНЫ, КАФЕ И ДРУГАЯ АКТИВНОСТЬ. ИМЕННО ЭТО ОТЛИЧАЕТ РАЙОН ОТ ТИПИЧНЫХ КРАСНОЯРСКИХ СПАЛЬНИКОВ.

Улицы «Южного берега»

Иван Ряпосов
архитектор, старший преподаватель кафедры градостроительства СФУ

В текущей градостроительной практике нашего города принципы, используемые в планировке «Южного берега», скорее исключение, чем правило. Доминирующей типологией последних 10–15 лет остается застройка домами башенного типа, расставленными в угоду максимальной плотности и требованиям инсоляции под причудливыми углами. Такая застройка, индифферентная к планировочной сетке города, приводит к исчезновению самого феномена улицы как пешеходного и транспортного пути у «лица» (фасада) здания.

ПРОИСХОДИТ ПОСТЕПЕННАЯ ПОДМЕНА ПОНЯТИЯ «УЛИЦА» — ЛИНЕЙНО-ПРОСТРАНСТВЕННОГО ЭЛЕМЕНТА ПЛАНИРОВОЧНОЙ СТРУКТУРЫ ГОРОДА — ДОРОГОЙ, КОТОРАЯ ПО СУТИ ЯВЛЯЕТСЯ ТЕХНИЧЕСКИМ ОБЪЕКТОМ (ПРОЕЗЖАЯ ЧАСТЬ). В ТАКОМ КОНТЕКСТЕ ОБРАЩЕНИЕ К ТРАДИЦИОННОМУ ПЕРИМЕТРАЛЬНОМУ ТИПУ ЗАСТРОЙКИ С ЛОГИЧНОЙ И ПОНЯТНОЙ СЕТКОЙ УЛИЦ САМО ПО СЕБЕ ВЫГЛЯДИТ КАК ИННОВАЦИЯ.

Улицы «Южного берега»

Нефтебаза

Проект Нефтебазы предполагает многофункциональный район с высотками, высокой плотностью и активной набережной с маяками и речпортом.

Антон Шаталов
управляющий партнер «Проектдевелопмент»

КОНЦЕПТ НА НЕФТЕБАЗЕ — ЭТО БЕЗУМНО КРУТО. ПРИНЦИПИАЛЬНО И КОНЦЕПТУАЛЬНО Я ХОЧУ ВИДЕТЬ КРАСНОЯРСК ТАКИМ. Я ХОЧУ, ЧТОБЫ ТАКИМИ БЫЛИ НОВЫЕ РАЙОНЫ, ОСОБЕННО ТЕ, КОТОРЫЕ РАСПОЛОЖЕНЫ НА МАГИСТРАЛЬНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ.

Проект А2 мне очень нравится, именно так должен выглядеть современный жилой район — квартальный, плотный, с четким фронтом улицы, где границы очерчены зданиями, стоящими по обе ее стороны, разнообразная архитектура с активным фасадом: входы, витрины — город, который с тобой общается. Не анонимная среда, а четкие улицы с их многообразием и начинкой.

Военный городок

Военный городок стоит немного особняком — здесь обнаруживается уникальная историческая находка. При большом внимании архитекторов, проектировщиков и исследователей, у города есть шанс избежать варварства и выбрать джентрификацию района.

Улицу в каждый двор?

Улицы делают комфортнее в первую очередь для того, чтобы люди находились на улице дольше. Это в свою очередь поднимает уровень экономики и делает среду безопаснее. Больше людей на улице — больше денег в обороте, меньше преступлений. Например, в Копенгагене после переделки улицы, жители на 20% дольше стали находиться на воздухе.

Но превратить весь Красноярск в проспект Мира — не выход. Архитекторы и социологи говорят: комфортная жизнь в городе — это баланс между тихим уютным домом и активной улицей.

Иван Ряпосов
архитектор, старший преподаватель кафедры градостроительства СФУ

ЧЕРНО-БЕЛОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О СТРУКТУРЕ ГОРОДА, В КОТОРОМ ВСЕ ТЕРРИТОРИИ ДЕЛЯТСЯ ТОЛЬКО НА ДВА ТИПА: ПОЛНОСТЬЮ ОБЩЕСТВЕННЫЕ И ПОЛНОСТЬЮ ЧАСТНЫЕ — ЭТО ДОВОЛЬНО УПРОЩЕННОЕ ПОНИМАНИЕ ПРОЦЕССОВ. НА САМОМ ДЕЛЕ, В ГРАМОТНО СПЛАНИРОВАННЫХ РАЙОНАХ МОЖЕТ ПРИСУТСТВОВАТЬ ОЧЕНЬ ШИРОКИЙ СПЕКТР ТИПОВ ПРОСТРАНСТВ, ПО ГРАДИЕНТНОЙ ШКАЛЕ — ПРИВАТНОЕ-ОБЩЕСТВЕННОЕ. ТО ЖЕ САМОЕ КАСАЕТСЯ И УЛИЦ: МОДНЫЙ В ПОСЛЕДНЕЕ ВРЕМЯ ОБРАЗ УЛИЦЫ КАК ТУСОВОЧНОГО ПРОСТРАНСТВА С КАФЕ-БАРАМИ-РЕСТОРАНАМИ — ЭТО ТОЛЬКО ОДИН ИЗ МНОЖЕСТВА ВОЗМОЖНЫХ ТИПОВ УЛИЦ. В ХОРОШЕМ ЖИЛОМ РАЙОНЕ НУЖНЫ И ТИХИЕ, И АКТИВНЫЕ УЛИЦЫ; И ШИРОКИЕ БУЛЬВАРЫ, И УЗКИЕ ПЕШЕХОДНЫЕ УЛОЧКИ. РАЗНООБРАЗИЕ И РАЗУМНЫЙ БАЛАНС — ВАЖНЫЙ ЭЛЕМЕНТ КОМФОРТНОЙ ЖИЛОЙ ЗАСТРОЙКИ

Пётр Иванов
социолог города Лаборатории Гражданская инженерия

ДАТСКИЙ ДИЗАЙНЕР УЛИЦ ЯН ГЕЙЛ ЛЮБИТ ГОВОРИТЬ, ЧТО ГОРОД — ЭТО КАК ВЕЧЕРИНКА, ЕСЛИ ТЫ ВЕРНУЛСЯ ДОМОЙ РАНЬШЕ ТРЕХ ЧАСОВ НОЧИ, ТО ГОРОД НЕ УДАЛСЯ. ЭТОТ ЗАДОРНЫЙ ПОДХОД ХОРОШ, КОГДА ВСЕ ЖИТЕЛИ ГОРОДА — ЭТО СТУДЕНТЫ И ТУРИСТЫ.

Но если в нашем городе живут не только они, то стоит остерегаться бездумного превращения всех городских пространств в комфортные оживленные улицы. Их комфорт и оживленность вступают в противоречием с естественным желанием людей иметь в городе пространства приватного комфорта. Тихие, малолюдные, медленные пространства, в которые можно выйти с немытой головой, в которых нет диктата обязательного потребления, нет необходимости подчинения правилам уличного балета. Современные неолиберальные экономисты зачастую критикуют советское градостроительство за неэффективность использования пространства и потешаются над огромными дворами советской микрорайонной застройки. Однако именно такие пространства, будучи правильно организованным, создают нужный контраст изнурительной маниакальной жизнерадостности города-вечеринки

Интернет-журнал «МОСТ» создан при поддержке строительной группы СМ.СИТИ. Создавая новое качество городской среды, компания заинтересована в развитии конструктивной площадки для общения архитекторов, урбанистов, активных горожан и бизнеса. Вместе мы создаем новую городскую культуру. Культуру диалога об изменениях.

Поделиться
Поделиться