ПОЧЕМУ В КРАСНОЯРСКЕ РАЗВИТ ВЕЛОСПОРТ, НО НЕ ВЕЛОТРАНСПОРТ?

КАК УСТРОЕН ГОРОД. СОЕДИНЯЕМ ЛЮДЕЙ, ЗНАНИЯ, ПРАКТИКИ.

Текст: Ася Маркова
30 сентября 2019

ПОЧЕМУ В КРАСНОЯРСКЕ РАЗВИТ ВЕЛОСПОРТ, НО НЕ ВЕЛОТРАНСПОРТ?

МОСТ разбирается, почему красноярцы скептически относятся к развитию городской велотранспортной сети. И почему отдельные попытки властей создать условия для передвижения на велосипеде упираются в создание велодорожек вдоль набережной и развитие острова Татышев. Забегая вперед скажем, такой подход хорош для велосипедного спорта и даёт возможность жителям разнообразить досуг, однако не имеет никакого отношения к велотранспорту.

Передвигаться на велосипеде VS кататься на велосипеде

Разница между велотранспортом и велоспортом заключается в создании инфраструктуры, которая связала бы городские объекты. Прямолинейность, непрерывность и безопасность — вот три столпа, на которые опирается велотранспортная инфраструктура. Поэтому, например, всеми любимый остров Татышев не может считаться частью этой инфраструктуры — добраться до самого острова на велосипеде хоть и возможно, но проблематично. Не каждому под силу проехать через Октябрьский мост в плотном потоке автомобилей. А отсутствие специальной велосипедной полосы делает этот путь небезопасным.

Велотранспортная сеть предполагает наличие маршрута, связывающего магазины, кафе, районы города, чего опять же нельзя сказать про остров Татышев. Связав Советский район и центр города, остров Татышева стал бы незаменимой частью транспортной инфраструктуры.

Мария Быстрова

социокультурная проектировщица Лаборатории Гражданская инженерия

ВКЛЮЧЕНИЕ ВЕЛОТРАНСПОРТА В ОБЩУЮ СИСТЕМУ ГОРОДСКОГО ТРАНСПОРТА — ЛОГИЧНЫЙ ШАГ ДЛЯ ГОРОДОВ, КОТОРЫЕ ЗАНИМАЮТСЯ РАЗВИТИЕМ УСТОЙЧИВОЙ ГОРОДСКОЙ МОБИЛЬНОСТИ. ЭТО ЗНАЧИТ, ЧТО ГОРОД СОЗДАЕТ УСЛОВИЯ, ПРИ КОТОРЫХ КАЖДЫЙ ГОРОЖАНИН ВНЕ ЗАВИСИМОСТИ ОТ СВОЕГО ВОЗРАСТА, МАТЕРИАЛЬНОГО ПОЛОЖЕНИЯ И.Т.Д. ИМЕЕТ ВОЗМОЖНОСТЬ ВЫБРАТЬ ПОДХОДЯЩИЙ ДЛЯ НЕГО ТРАНСПОРТ В КОНКРЕТНЫЙ МОМЕНТ И ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ИМ УДОБНО И БЕЗОПАСНО.

Мария Быстрова, долгое время развивавшая общественный проект «Городской Велосипед Красноярска», считает, что сейчас в Красноярске этого выбора нет. Общественный транспорт неудобный и непривлекательный. Передвижение на велосипеде могут себе позволить только смелые, здоровые и сильные горожане.

РАЗВИТИЕ ВЕЛОТРАНСПОРТА В ГОРОДЕ НЕ ОЗНАЧАЕТ, ЧТО ВСЕ ДОЛЖНЫ БУДУТ НЕМЕДЛЕННО ПЕРЕСЕСТЬ НА ВЕЛОСИПЕДЫ. ЭТО ОЗНАЧАЕТ, ЧТО ПОЯВЛЯЕТСЯ ВЫБОР СПОСОБА МОБИЛЬНОСТИ И ВЕЛОТРАНСПОРТ ДОЛЖЕН РАЗВИВАТЬСЯ НАРАВНЕ С ПЕШЕХОДНОЙ ИНФРАСТРУКТУРОЙ, ОБЩЕСТВЕННЫМ ТРАНСПОРТОМ, КАРШЕРИНГОМ — ЧЕМ БОЛЬШЕ ВЫБОРА, ТЕМ УДОБНЕЙ И БЫСТРЕЕ БУДУТ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ

Плюсы, минусы, палки в колесах

Мария Быстрова помогает МОСТу разложить по полочкам: неочевидные плюсы велодвижения, и разобраться, что минусы, а что только предрассудки и мифы о неудобстве велодвижения.

Плюсы

Велосипед — эффективная часть транспортной системы, которая решает множество задач, и если Красноярск заботится о развитии транспортной доступности и экологии, то ему необходим велотранспорт.

  • доступность
  • экологичность
  • польза для здоровья

Велодвижение — эффективный способ в борьбе с сидячим образом жизни. «Велосипед — это способ иначе посмотреть на свой город и заодно оздоровить его», — пишет Элли Блу в книге «Велоэкономика». Оздоровление города — это оздоровление его жителей. Ежедневная езда на велосипеде снижает количество людей с болезнями органов дыхания, пищеварения и болезней нервной системы.

Фото @profgorozhanka

Минусы или мифы

  • рельеф города

Мария Быстрова

У КРАСНОЯРСКА ЕСТЬ ЕСТЕСТВЕННЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ВЕЛОИНФРАСТРУКТУРЫ — РЕЛЬЕФ, РАЗОРВАННОСТЬ РАЙОНОВ ИЗ-ЗА РЕКИ И ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ, НО ЕСТЬ И ПРЕИМУЩЕСТВА: ОСТРОВА И НАБЕРЕЖНЫЕ, КОТОРЫЕ УЖЕ СЕЙЧАС ПРИВЛЕКАТЕЛЬНЫ ДЛЯ ВЕЛОДВИЖЕНИЯ. ВЕЛОСИПЕД В КРАСНОЯРСКЕ, КАК МИНИМУМ, МОЖЕТ БЫТЬ ЭФФЕКТИВНЫМ ТРАНСПОРТОМ ДЛЯ ПОЕЗДОК В ЗОНЫ РЕКРЕАЦИИ И ДЛЯ ПОЕЗДОК ВНУТРИ РАЙОНОВ.

  • пот и грязь

ЧТО КАСАЕТСЯ ПОТА ОТ ЕЗДЫ НА ВЕЛОСИПЕДЕ, ТО ТУТ ТОЖЕ ЗНАЧИТЕЛЬНО СКАЗЫВАЕТСЯ НАЛИЧИЕ ИЛИ ОТСУТСТВИЕ ВЕЛОИНФРАСТРУКТУРЫ. ЕСЛИ ВЫ ВЫНУЖДЕНЫ ЕХАТЬ ВМЕСТЕ С АВТОМОБИЛЯМИ, КОТОРЫЕ ПРОНОСЯТСЯ РЯДОМ НА ВЫСОКОЙ СКОРОСТИ, ТО ВЫНУЖДЕНЫ НЕРВНИЧАТЬ, ПОСТОЯННО МОНИТОРИТЬ СИТУАЦИЮ, ПОДОБНОЕ НАПРЯЖЕНИЕ МОЖЕТ СПРОВОЦИРОВАТЬ ПОТООТДЕЛЕНИЕ. БОРДЮРЫ, ЛЕСТНИЦЫ, ПЕРЕХОДЫ — ЭТО ОТНИМАЕТ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СИЛЫ.

От грязи и пыли в городе страдают и пешеходы, и те, кто сидит за рулем, так что вряд ли это специальное велосипедное препятствие. Велосипедисты, скорее, даже проще — от луж и грязи его защищают крылья велосипеда.

Как развитие велотранспортной сети поможет всем красноярцам и самому городу?

Развитие велотранспортной сети делает передвижение по городу доступным, комфортным и безопасным для маломобильной группы населения, пешеходов, для любителей средств альтернативной мобильности, которые популярны среди детей и подростков. Велосипед для некоторых районов города становится маркером транспортной доступности.

Сложно построить велоинфраструктуру быстро и везде, но можно делать районы удобными для передвижения на велосипеде, организуя безбарьерную среду. Она необходима не только велосипедистам. Например, в микрорайоне «Южный Берег» мамы с колясками свободно гуляют во дворах, ведь от самого подъезда до любой точки жилого массива можно пройти по широким тротуарам, съехать по пандусу, пройти через пешеходный переход. Для автомобилистов предусмотрены подземные стоянки, чтобы машины не мешали движению пешеходов, а владельцы авто знали, что машину не поцарапают на узкой проезжей части.

Александр Васильев

директор по маркетингу компании СМ.СИТИ

ПРИНЦИПИАЛЬНОЕ ОТЛИЧИЕ ИНФРАСТРУКТУРЫ «ЮЖНОГО БЕРЕГА» ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В ПРОЕКТИРОВАНИИ УЛИЦ. В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ НА НИХ ДОЛЖНО БЫТЬ УДОБНО ПЕШЕХОДАМ. СООТВЕТСТВЕННО, НИКАКИЕ МАШИНЫ НЕ ДОЛЖНЫ СОЗДАВАТЬ ПРЕПЯТСТВИЯ. УЛИЦА ИМЕЕТ ОПРЕДЕЛЁННУЮ ФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ: НА «ЮЖНОМ БЕРЕГУ» ЧЕЛОВЕКУ НА ВЕЛОСИПЕДЕ ИЛИ САМОКАТЕ УДОБНО ПРОЕХАТЬ, ЕСТЬ ЛАВОЧКА, ЧТОБЫ ОТДОХНУТЬ, ЕМУ УДОБНО ЗАЙТИ В МАГАЗИН, В ПОДЪЕЗД — ВСЁ ЭТО МЫ УЧИТЫВАЕМ НА ЭТАПЕ ПРОЕКТИРОВАНИЯ. ТАКЖЕ, КВАРТАЛ ДЕЛИТСЯ НА ОПРЕДЕЛЁННЫЕ ЗОНЫ — ЭТО МЕСТА ТОРГОВЛИ, МЕСТА ТИХОГО СПОКОЙНОГО ОТДЫХА, СПОРТИВНЫЕ ПЛОЩАДКИ. ТАКИМ ОБРАЗОМ, МЫ ЗАКЛАДЫВАЕМ КОМФОРТНОЕ СОСУЩЕСТВОВАНИЕ ЛЮДЕЙ С РАЗНЫМИ ИНТЕРЕСАМИ И ПОТРЕБНОСТЯМИ. ТО ЖЕ КАСАЕТСЯ И ВЕЛОСИПЕДИСТОВ, И АВТОМОБИЛИСТОВ — ВСЕ ГРУППЫ ЖИТЕЛЕЙ РАЙОНА ИМЕЮТ СВОЁ ОПРЕДЕЛЁННОЕ ПРОСТРАНСТВО. ШИРОКИЕ ТРОТУАРЫ ПОЗВОЛЯЮТ СВОБОДНО РАЗЪЕХАТЬСЯ ВЕЛОСИПЕДИСТУ И ПЕШЕХОДУ. НО КАКОЙ-ТО ТРАНСПОРТНОЙ ФУНКЦИИ В ЭТОМ НЕТ. ДЛЯ ЭТОГО НУЖНО СВЯЗЫВАТЬ ЮЖНЫЙ БЕРЕГ С ДРУГИМИ РАЙОНАМИ ГОРОДА ЕДИНОЙ ВЕЛОСЕТЬЮ, А ЭТО УЖЕ ВОПРОС К ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЕ ГОРОДА.

Помимо очевидного комфорта горожан, финансирование велосипедной инфраструктуры — это выгодное вложение в городскую экономику. Исследователи доказали, что развитие велосети в городе влияет на стоимость недвижимости. Например, в Индианаполисе аналогичные по прочим параметрам жилые здания вблизи велотрассы стоят в среднем на 11% дороже. Объекты велосипедной инфраструктуры увеличивают продажи розничных магазинов. Австралийское исследование 2008 года показало, что стоянка для велосипедов, размещенная на одном квадратном метре, за один час принесла компании в 3 раза больше прибыли, чем парковка для авто. Смена автомобиля на велосипед — это снижение перегруженности дорог, что ведёт к сокращению расходов на их содержание.

Пётр Иванов

социолог города Лаборатории Гражданская инженерия

А ЕЩЕ ЕСТЬ ВАЖНЫЙ ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ТЕЗИС — ТАМ, ГДЕ БЕСПРЕПЯТСТВЕННО ПРОЕДЕТ ВЕЛОСИПЕД — ТАМ ЖЕ ПРОЙДЕТ ПЕШЕХОД, ПРОЕДЕТ ИНВАЛИДНОЕ КРЕСЛО, САМОКАТ, РОЛЛЕР. ЭТИМ ВЕЛОСИПЕДИСТЫ ПОХОЖИ НА ГЕЕВ.

В ИНДЕКСЕ КРЕАТИВНЫХ ГОРОДОВ РИЧАРДА ФЛОРИДЫ ЕСТЬ ТАКОЙ ВАЖНЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ — НАСКОЛЬКО ГОРОД ГЕЙ-ФРЕНДЛИ. ЕСЛИ ГОРОД ГЕЙ-ФРЕНДЛИ, ЗНАЧИТ, И ВСЕМ ОСТАЛЬНЫМ ТАМ БУДЕТ КОМФОРТНО ТВОРЧЕСКИ САМОВЫРАЖАТЬСЯ.

ТАК И С ВЕЛОСИПЕДИСТАМИ — В ГОРОДЕ, В КОТОРОМ МОЖНО КОМФОРТНО ЕЗДИТЬ НА ВЕЛОСИПЕДЕ, СОВЕРШЕННО ТОЧНО КОМФОРТНО ВСЕМ ДРУГИМ ФОРМАМ МОБИЛЬНОСТИ, ВКЛЮЧАЯ ЛИЧНЫЕ АВТОМОБИЛИ, ОБЩЕСТВЕННЫЙ ТРАНСПОРТ.

ОТДЕЛЬНО СТОИТ ОТМЕТИТЬ ВАЖНОСТЬ ВЕЛОСИПЕДА, КАК ФОРМЫ ДЕТСКОЙ МОБИЛЬНОСТИ. В ГОРОДАХ, В КОТОРЫХ СЛАБО РАЗВИТ ВЕЛОТРАНСПОРТ, СТРЕМИТЕЛЬНО РАСТЕТ УРОВЕНЬ ДЕТСКОГО ОЖИРЕНИЯ И РАННЕГО ПРОЯВЛЕНИЯ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ. ТАК ЧТО ВЕЛОТРАНСПОРТ — ЭТО БУКВАЛЬНО ЗАБОТА О НАШЕМ БУДУЩЕМ.

Что мешает развитию велоиндустрии в городе, и как с этим бороться?

Обсуждение развития велотранспортной сети в России сводится к мнению о том, что в нашей стране неподходящий для этого климат. Спикеры МОСТа говорят, это ошибочное предубеждение. Велосипед — популярное средство передвижения во многих городах северной Европы и в Канаде. Чтобы использование велосипеда стало возможным в зимний период, достаточно очищать велополосы специальной техникой и менять летние велопокрышки на зимние.

Это предрассудки. Реальная проблема — нет чёткого структурированного плана развития велосети. Власти Красноярска обращают внимание на потребности горожан на велосипедах, но пока точечно.

Что было сделано за 2016/2019?

  • На левобережной набережной появилась специальная велодорожка, которая проходит отдельно от пешеходной и автомобильной полос.

Плюсы: в том, что она вообще появилась в месте, где была необходима.

Минусы: она не связывает районы города и не принадлежит к общей велосети города. Она может использоваться для прогулок, но не для передвижения из точки А в точку Б.

  • Появился велопереезд на перекрёстке проспекта Мира и улицы Каратанова.

Плюсы: разделение потока людей и велосипедистов — это важно для безопасности обеих сторон.

Минусы: такой перекрёсток в городе всего один, на других перекрёстках всё ещё продолжаются столкновения велосипедистов с пешеходами. Да и этот участок позволяет свободно проехать от острова Татышев до Мира.

  • В Красноярске появился велошеринг.

Плюсы: идея брать велосипед, а затем оставлять его на любой удобной велостоянке, передавая следующему пользователю, делает доступным преодоление на велосипеде небольших отрезков пути даже тем, у кого своего велосипеда нет.

Минусы: идея провалилась. Велошеринг не пережил и одного лета: половина велосипедов были поломаны, другая половина пропала без вести.

  • В городской электричке можно провезти велосипед бесплатно.

Плюсы: появилась возможность сочетать виды транспорта: велосипед + электричка.

Минусы: в вагоне нет специальных креплений и низкие жд-платформы — неудобно заносить велосипед.

  • В Красноярске стали регулярно проходить велопарады.

Плюсы: есть день в году, когда для велосипедистов перекрывается проспект Мира, и можно почувствовать, что такое велосипедный город.

Минусы:  мероприятие проходит как спортивное, что не способствует продвижению идеи именно велотранстпорта, маршрут не меняется, велопарад проходит только в центре.

  • Появился лифт на вантовом мосту.

Плюсы: можно поднять велосипед с набережной на вантовый мост не на себе и не по лестнице.

Минусы:  одному человеку довольно сложно справиться и с велосипедом, и с дверью лифта.

Пока локальные изменения не создают в Красноярске ни одного доступного маршрута передвижения на велосипеде. Чтобы эти изменения начали работать, нужно для начала понять, откуда и куда движется велосипедист. Выбирая, как Красноярску заниматься развитием велоинфраструктуры, считают собеседники МОСТа, стоит обратить внимание в первую очередь на уже популярные пути движения на велосипеде — к рекреациям. Создавать инфраструктуру там, постепенно присоединяя к велосети районы. Это стратегия будет эффективна, потому что уже существует высокий спрос на передвижение и трафик по этим направлениям.

Интернет-журнал «МОСТ» создан при поддержке строительной группы СМ.СИТИ. Создавая новое качество городской среды, компания заинтересована в развитии конструктивной площадки для общения архитекторов, урбанистов, активных горожан и бизнеса. Вместе мы создаем новую городскую культуру. Культуру диалога об изменениях.

Поделиться
Поделиться