Красноярцы должны радоваться по расписанию. Неча каждый вечер улыбаться и фотографировать красивый город. Вы достойны праздничного настроения только по праздникам. Вот вам график для этого.
Примерно так можно перевести на язык сердитого горожанина очередную новость из мэрии. Там заявили, что праздничная иллюминация будет включаться по выходным и определённым дням, типа 8 марта или 1 сентября.
Эйфелева башня включает праздничную подсветку каждый день. Шоу фонтанов в Лас-Вегасе или Сингапуре — каждый день. Световое шоу на набережной Гонконга — каждый день. А мы должны включить свою лампочку радости и счастья только в особые даты.
Это феномен русского отношения к праздникам описал в своей песне великий Егор Летов:
ОФИЦИАЛЬНО ОБЪЯВЛЕННЫЕ,
ПРЕДПИСАННЫЕ, ОБОЖАЕМЫЕ,
ВСЕНАРОДНО СОБЛЮДАЕМЫЕ
ПРЯНИЧНЫЕ ПРАЗДНИКИ,
СПРАВЛЯЕМЫЕ ВСЕМИ В ОДИН И ТОТ ЖЕ ДЕНЬ,
В ОДИН И ТОТ ЖЕ ЧАС.
Может быть, поэтому со стороны иностранцы воспринимают нас как очень угрюмую нацию. Мы расслабляемся в «нужные» дни вместо того, чтобы жить с ощущением «Праздник, который всегда с тобой». Что нам мешает выпивать бокал вина на ужин каждый вечер? Делать подарки любимым, заботиться о ветеранах, защищать детей не только в обозначенные в календаре дни. Говорить кому-то, что он особенный не только в его день рождения. Признаваться в любви не только под маркетинговым давлением святого Валентина. Быть христианином и ходить в церковь не только в Пасху и Рождество.
ИНСТАГРАМ НАШЕГО ИНТЕРНЕТ-МЭРА SURAEVSURAEV. ТАМ СЕЙЧАС КАК РАЗ РЕПОРТАЖИ ИЗ ТАЙНОГО ПУТЕШЕСТВИЯ И ПРАЗДНИК КАЖДЫЙ ДЕНЬ.
Помимо конвейерных праздников есть ещё и эпохальные события: олимпиады, чемпионаты мира, международные выставки, большие юбилеи. Тут срабатывает ещё один русский триггер — нельзя опозориться перед гостями! Он приводит к тому, что праздник проходит, и остаются последствия. Чиновники называют эти последствия — наследие.
Как вы уже догадались, сегодня я включаю режим «дед-пердед», и мы обсудим наследие «Универсиады». Кто бы спорил, событие мирового масштаба даёт городу волшебный пендель, и есть повод понастроить то, о чём давно мечталось: подлатать дороги, забабахать аэропорт или реконструировать Краевую больницу. Но беда в том, что деньги на это надо освоить максимально быстро и синдром Торопыжки сказывается на качестве.
Недавно я побывал у друзей в микрорайоне «Тихие зори». У «Зорей» под боком обнаружил (её сложно не заметить) «Платинум Арену». На время «Универсиады» это место стало если не пупом земли, то точно пупочком. Здесь прошла шикарная церемония открытия «Универсиады», прошли студенческие соревнования… Что же теперь видят жители ближайших домов?
Я не архитектор и не берусь оценивать само здание арены. Хотя… Какого чёрта?! Берусь! Это здание — позор. В моём любимом городе поставили уродскую депрессивную коробку. Почему я должен об этом молчать? Интернет-мэр рекомендует публично пропердолить всех, кто выделял, проектировал, строил и согласовывал. На долгие годы шикарное место на берегу Енисея занято ангаром с зелёным штрихкодом по контуру.
Чтобы уродство «Платинум Арены» не бросалось в глаза вблизи, огромную территорию вокруг обнесли забором. Посмотрите, мы обозначили на карте площади возле арены, где не происходит ни-че-го. Лишь порой залётные юлайки устраивают на газоне собачью свадьбу. Парк? Дорожки для бега и поля для футбола? Скейтпарк? Детские игровые зоны? Лужайки для пикников с видом на Енисей? Нет. Пустыри под парковки и заборы.
Вы скажете — периметр безопасности. Особый режим вокруг объектов с массовыми мероприятиями. Федеральный закон. А я скажу — решётки у вас в голове! Идите в Хайрюзовку со своим зоновско-заборным мышлением. Но прежде, чем вы уйдёте, посмотрите пример из Мюнхена. Того самого Мюнхена, где в 1972 году на Олимпийских играх палестинские террористы устроили бойню. Казалось бы, именно здесь должно быть всё в колючей проволоке. Но нет. Прекрасный олимпийский парк, где пенсионеры кормят уток, работает рынок, у школьников проходит физкультура. Я — лупень из Сибири — спокойно зашёл в олимпийский бассейн и сделал вот этот невзрачный кадр. Открытость, парк для людей и сильная (даже по сегодняшним временам) архитектура.
И можно было промолчать, отвернуть голову в сторону от невзрачной «Платинум Арены», когда проезжаешь по Четвёртому мосту (дорогие чиновники, смиритесь, никто и никогда его не будет называть Николаевским). Но! Такие мёртвые за-заборные пространства окружают и «Кристалл Арену», и «Арену. Север», и прочее наследие «Универсиады». Огромные пустоты на карте города, где нет жизни.
Колонка интернет-мэра устроена так, что обычно я проваливаюсь в какие-то утопичные радужные фантазии, а иллюстратор Кирилл сопровождает их весёлыми картинками. Что-то из серии: давайте уберём заборы вокруг стадионов и сделаем здесь парки с шезлонгами.
Сегодня будет не так. Будет жёстче.
Интернет-мэр выдаёт новое распоряжение
Отдать периметры безопасности вокруг спорт-объектов под кладбища. Переиначив Евангелие (Лука 9:60) можно сказать: предоставим мёртвым хоронить своих мертвецов на мёртвых территориях. А чего? Во многих городах захоронения вписаны в городскую среду. Таким образом, мы решаем следующие проблемы:
— НЕХВАТКА КЛАДБИЩ В КРАСНОЯРСКЕ
— ЗАПОЛНЯЕМ ПУСТОТЫ
— ЭКОНОМИЯ НА ЗАБОРАХ
Страшно звучит? Не хотите погосты посреди города? И я не хочу. Но как ещё привлечь внимание к тому, что если однажды периметр безопасности введён вокруг стадиона — это навсегда, и жизни здесь больше нет. Нужны провокационные заявления. Иначе праздник прошёл — осталась пустота серых будней.
Красноярск — немаленький город. К примеру, на дорогу быстрым шагом от Столбов до Солнечного уйдёт больше 6 часов. Если вы однажды упадёте с берёзы, ударитесь головой и решите пройти этот путь, то увидите самые разные пространства: заброшенные территории заводов, пустыри, трассы, склады, гаражные лабиринты, жд-пути, вечные стройки, многоэтажки с заставленными машинами дворами. Реже у вас на пути встретятся ухоженные парки, залитые солнцем набережные или кварталы с исторической застройкой. Вам точно не встретятся бульвары с аллеями или пешеходные улицы.
То есть большую часть нашего немаленького миллионника занимают мёртвые территории, где нет жизни. И я не берусь сравнивать эти пейзажи с ситуацией в других городах. Но я точно знаю, мне не нравится, что мой Красноярск состоит из территорий, годящихся на посты в знаменитый паблик «Эстетика *****» (прим. ред.: окраин). Мы не в силах взять и изменить разом всё раскуроченное, но ведь мы можем остановить появление новых пустот в городском ландшафте.
Поэтому, на правах самопровозглашённого интернет-мэра, подписываю новое распоряжение:
Новое распоряжение
Хочешь построить что-то в Красноярске? Включи мозг и сделай территорию вокруг своего здания живым для горожан. Иначе не разрешение тебе, а хвост от Ю-лайки на воротник!
Строите автодилерский центр? Почему вы решили, что газон за забором — это предел мечтаний красноярцев? Вы отхапали кусок городской земли и сделали его мёртвым.
Строите торговый центр? Кто вам сказал, что территория вокруг должна быть «выжжена» серым полем парковки? Может быть парковка более человечной, удобной и яркой? Да.
Строите новый стадион? Как мы сможем заняться спортом вокруг в обычные дни?
Строите спальный район? Брусчатка с лавочками — это не предел наших мечтаний! Батутный парк, баскетбольные поля, ботанические сады, чаши для скейтбордистов, аджилити-зоны, пляж, скалодромы, лотки для фермерской торговли… Есть 1 000 и 1 вариант, как сделать территорию живой. Это вопрос неформального подхода, горячих сердец и, извините за пафос, патриотизма.
Однажды вашего интернет-мэра занесло в маленький испанский городок Сан-Фелиу-де-Гишольс. Вот его-то точно можно было пройти по диагонали за час. На центральной площади города люди украшали кафе шариками. Смотрите фото. Что происходит? Любой желающий может отметить свой день рождения, взяв в аренду столики. Здесь готовились поздравлять маленького мальчика.
ВОТ ЭТО И ЕСТЬ ЖИВАЯ ГОРОДСКАЯ СРЕДА.
ЭТО И ЕСТЬ ПРАЗДНИК КАЖДЫЙ ДЕНЬ ДЛЯ КАЖДОГО ИЗ НАС И ДЛЯ ВСЕГО ГОРОДА.
С ЧЕМ ВАС И ПОЗДРАВЛЯЮ. ПРОСТО ТАК.
Читайте уже вышедшие колонки интернет-мэра:
Читайте в следующих сериях про новые распоряжения интернет мэра:
Шашлычки — это новые храмы.
Енисей — главная улица города.