30 шедевров в Красноярске: от Репина до Малевича

«Город Прима» и Художественный музей имени В.И. Сурикова открывают галерею

«Город Прима» попросил музейщиков и искусствоведов рассказать о главных шедеврах из коллекции Красноярского художественного музея имени В.И. Сурикова. В подборку попали полотна Ивана Айвазовского, Ивана Крамского, Ильи Репина, Николая Рериха, Алексея Саврасова, Василия Кандинского и Казимира Малевича. То есть работы всех художников, которых мы учили в школе на МХК, есть в Красноярске. «Лучшее» — по такому принципу музейщики выставки обычно не формируют, а сайту легкомысленный подход простителен. «Город Прима» открывает постоянную галерею на сайте — «30 шедевров: от Репина до Малевича», чтобы увидеть главные полотна из коллекции музея можно было не только на тематических выставках.

НАСЛАДИТЕСЬ 30 ШЕДЕВРАМИ ИЗ КОЛЛЕКЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО МУЗЕЯ ИМЕНИ В. И. СУРИКОВА И ОБЪЯСНЕНИЯМИ ИСКУССТВОВЕДА АНАСТАСИИ КИСТОВОЙ. ПОНЯТНО И НЕСКУЧНО О ТОМ, ПОЧЕМУ КРАСНОЯРЦАМ ВАЖНО ЗНАТЬ О ЗНАКОВЫХ РАБОТАХ.

1

Икона «Благовещение». Василий Иванов. (Максимов). Москва. 1695. Дерево, левкас, темпера, золочение, серебрение, лак. 31,4×28,8×4,9

«Благовещение» — самая старинная икона в коллекции Красноярского художественного музея и единственная подписная, что большая редкость. Она написана Василием Ивановым, мастером оружейной палаты в XVII веке. На одной из плиток пола найдите надпись: «писалъ василiй ивановъ». Икона особенная, в ней, как это ни странно звучит, отображаются все модные европейские тенденции.

НАШ ЭКСПЕРТ — АНАСТАСИЯ КИСТОВА, ИСКУССТВОВЕД, КАНДИДАТ ФИЛОСОФСКИХ НАУК. В МУЗЕЕ ОНА РУКОВОДИТ НАУЧНОЙ РАБОТОЙ ПО ИЗУЧЕНИЮ И ПОПОЛНЕНИЮ КОЛЛЕКЦИИ, ВЕДЁТ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ГРАНТОВЫЕ ПРОЕКТЫ, СОЗДАЁТ ВЫСТАВКИ. А ВООБЩЕ ИЗВЕСТНА ТЕМ, ЧТО ОЧЕНЬ ИНТЕРЕСНО И ПОНЯТНО ПРЕПОДАЁТ ИСТОРИЮ ИСКУССТВА И УЧИТ ПОНИМАТЬ КАРТИНЫ. ЕЁ СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ — ИСКУССТВО НАШЕГО РЕГИОНА И ЕГО ПОТЕНЦИАЛ В ФОРМИРОВАНИИ РАЗЛИЧНЫХ КУЛЬТУРНЫХ ИДЕНТИЧНОСТЕЙ.

—  ИКОНА НА ДРЕВНЕРУССКУЮ МАЛО ПОХОЖА. ТУТ ЕСТЬ ПОЛ — КАМЕННАЯ МОЗАИКА, ЭТО ЕВРОПЕЙСКАЯ ТРАДИЦИЯ, И ОКНА С ГОТИЧЕСКИМИ РЕШЕТКАМИ — НИКАКОГО ОТНОШЕНИЯ К РУССКОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ НЕ ИМЕЕТ. Я УЖЕ НЕ ГОВОРЮ ПРО БАЛДАХИН НАД КРОВАТЬЮ И ПРЯМУЮ ПЕРСПЕКТИВУ. ОСНОВОЙ ЯВЛЯЛАСЬ ЖИВОПИСНАЯ РАБОТА, СКОРЕЕ ВСЕГО, НИДЕРЛАНДСКАЯ. ЭТО ИНТЕРЕСНО, ЧТО В КРАСНОЯРСКЕ ПОЯВЛЯЕТСЯ ТАКОЙ ОБРАЗЕЦ.

искусствовед Анастасия Кистова

2

Икона «Грозный воевода небесных сил Архистратиг Михаил». Неизвестный иконописец. XVIII век. Дерево, паволока, левкас, темпера, золочение. 77,1×60,2×6,5

Икона изображает битву Архангела Михаила с Сатаной. Найдите на иконе радугу — древний символ, путь, по которому приходит на землю небесный всадник. Еще одна необычная деталь — то, как изображен конь.

— КОНЬ КАК БЫ ВЫСКАКИВАЕТ НА ЗРИТЕЛЯ, ТАКОГО НЕ МОГЛО БЫТЬ В КЛАССИЧЕСКОЙ ИКОНЕ ЕВРОПЕЙСКОЙ ЧАСТИ РОССИИ. ВСЕ, ЧТО ПРОИСХОДИТ В МИРЕ БОЖЕСТВЕННОМ, ПЫТАЕТСЯ ВЫЙТИ В ПРОСТРАНСТВО МОЛЯЩЕГОСЯ. ИНТЕРЕСНА ИКОНА ТЕМ, ЧТО СОЗДАНА ЗДЕСЬ, В ЕНИСЕЙСКОМ РЕГИОНЕ, ТОЧНЕЕ МЫ НЕ ЗНАЕМ. ИКОНА СЕЙЧАС МОЖЕТ ВЫГЛЯДЕТЬ ЛУБОЧНОЙ, МУЛЬТЯШНОЙ, НО С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ КОМПОЗИЦИИ, ПОДБОРА ЦВЕТОВ И СИМВОЛИЧЕСКОГО ЗНАЧЕНИЯ, ОНА ИДЕАЛЬНО ВЫВЕРЕНА. ИКОНУ НАШЛИ И КУПИЛИ ДЛЯ МУЗЕЙНОЙ КОЛЛЕКЦИИ В АНТИКВАРНОМ МАГАЗИНЕ. ПЕРИОДИЧЕСКИ КОМАНДА МУЗЕЯ ДЛЯ ПОПОЛНЕНИЯ ФОНДОВ ОТПРАВЛЯЕТСЯ В ЭКСПЕДИЦИИ, ЧТОБЫ НАЙТИ ПРОИЗВЕДЕНИЯ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЦЕННОСТЬЮ. ИКОНУ МОЖНО УВИДЕТЬ В ЗДАНИИ МУЗЕЯ НА ПАРИЖСКОЙ КОММУНЫ, 20.

искусствовед Анастасия Кистова

ОБРАЩАЙТЕ ВНИМАНИЕ НА ТО, КАК ПОДПИСАНЫ КАРТИНЫ, ПОРЯДОК ТАКОЙ: ИМЯ ХУДОЖНИКА, НАЗВАНИЕ, ГОД ОКОНЧАНИЯ РАБОТЫ НАД КАРТИНОЙ, МАТЕРИАЛЫ — ЧЕМ НАПИСАНО ПОЛОТНО И НА ЧЕМ — И РАЗМЕР. ПОПРОБУЙТЕ ПРЕДСТАВИТЬ: ОГРОМНОЕ ПОЛОТНО ИЛИ ОЧЕНЬ МАЛЕНЬКОЕ.

3

Мокрицкий А.Н. Карнавал. Итальянки на балконе. 1852. Холст, масло. 165×140,5

Аполлон Мокрицкий — одноклассник Николая Гоголя. Это не очень важно, просто занимательно. И ученик Карла Брюллова — а это важно очень. В картине читаются стиль и манера учителя. Откройте с телефона картины Брюллова и сравните. «Итальянок» художник написал после путешествия по Италии.

4

Хруцкий И.Ф. Натюрморт с фруктами. 1840-е. Холст, масло. 45,5×67,5

Жил бы Иван Хруцкий сейчас — вел бы инстаграм и, скорее всего, писал в постах: «я в моменте». В его натюрмортах «ощущается наслаждение жизненным моментом» — так говорят искусствоведы. Найдите на столешнице справа подпись И.Ф. Хруцкого.

— ЖАНР НАТЮРМОРТА В АКАДЕМИИ ХУДОЖЕСТВ СЧИТАЛСЯ НИЗКИМ ЖАНРОМ ТАК ЖЕ, КАК ПОРТРЕТ ИЛИ ПЕЙЗАЖ, ПОТОМУ ЧТО КАЖДЫЙ МОЖЕТ С НАТУРЫ СПИСАТЬ, А ВОТ СОЗДАТЬ КОМПОЗИЦИЮ ИЗ ВООБРАЖЕНИЯ — ЭТО СЛОЖНО. В РОССИИ НАТЮРМОРТЫ СТАЛИ ПОПУЛЯРНЫ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА КАК РАЗ БЛАГОДАРЯ ЭТОМУ ХУДОЖНИКУ, ИВАНУ ХРУЦКОМУ, КОТОРЫЙ ВЕЛИКОЛЕПНО НАУЧИЛСЯ ПЕРЕДАВАТЬ ФАКТУРЫ, ТЕКСТУРЫ, СВЕТ — ВСЕ ОЧЕНЬ НАТУРАЛИСТИЧНО. В ТЕ ВРЕМЕНА НАТЮРМОРТ ОБЫЧНО НАХОДИЛСЯ В ДОМЕ В ТАКОМ МЕСТЕ, ГДЕ ГОСТЬ ОЖИДАЛ ХОЗЯИНА, И СООБЩАЛ, В КАКОЙ ДОМ ЧЕЛОВЕК ПОПАЛ. В ЭТОМ СЛУЧАЕ: ДОМ БОГАТЫЙ, НО ЧАЙ — В ГРАНЕНОМ СТАКАНЕ, А НЕ В ФАРФОРОВОЙ ЧАШКЕ, ПОЭТОМУ ОБЩАТЬСЯ МОЖНО ПО-ПРОСТОМУ.

искусствовед Анастасия Кистова

5

Маковский В.Е. Рыбачки. 1886. Дерево, масло. 10,4×16,7

Владимир Маковский был частью Товарищества передвижников. «Рыбачки» — это жанровая картина — то есть рассказ истории. Представьте размер картины 10 на почти 17 сантиметров, а какие детали!

6

Гадалов П.И. Жизнь и смерть. Натюрморт. Холст, масло. 43,3×63,1

Петр Иванович Гадалов — красноярский купец, золотопромышленник и коллекционер живописи. А в коллекции Художественного музея имени В.И. Сурикова есть им и написанный натюрморт. Все предметы имеют символическое значение, картину тоже можно разгадывать как ребус.

7

Башкирцева М.К. Портрет старушки. Мадам По. 1880-е. Холст, масло. 55,5×46

Мария Башкирцева — редкое и важное исключение в списке работ художников-мужчин. Плюс отмечаем такое тонкое и честное изображение француженки Мадам По. Плюс имеем в виду, что это редкая работа в русской коллекции, большая часть полотен находится за рубежом. Плюс трагическая история самой художницы — она умерла совсем молодой от туберкулеза.

8

Айвазовский И.К. Пейзаж с Везувием. 1896. Холст, масло. 68×100,5

В Красноярске есть четыре полотна Ивана Айвазовского. Красноярский «Пейзаж с Везувием» Айвазовским написал по воспоминаниям о том времени, когда художник жил в Неаполе.

— КАРТИНА ВЕЛИКОЛЕПНА! Я НЕ ГОЛОСЛОВНА. Я ВИДЕЛА ДВЕ КРУПНЫЕ ЮБИЛЕЙНЫЕ ВЫСТАВКИ АЙВАЗОВСКОГО В ТРЕТЬЯКОВКЕ, В РУССКОМ МУЗЕЕ. КОГДА ТЫ ВИДИШЬ ОГРОМНЫЕ И СРЕДНИЕ ПОЛОТНА В ТАКОМ КОЛИЧЕСТВЕ, ПОНИМАЕШЬ, ЧТО ОН ПИСАЛ И МНОГО ПРОХОДНЫХ РАБОТ. КОГДА ОНИ РЯДОМ ВИДНО: ЭТА РАБОТА КАЧЕСТВЕННАЯ, А ЭТА НЕТ. У НАС В КОЛЛЕКЦИИ ВЕЛИКОЛЕПНЫЕ РАБОТЫ, ВИДНО, ЧТО ДОЛГО И ТЩАТЕЛЬНО ИХ ПИСАЛ. МОРЕ ЖИВОЕ, МНОГО СВЕЖЕСТИ И СВОБОДЫ.

искусствовед Анастасия Кистова

9

Крамской И.Н. Портрет художника В.И. Сурикова. 1887. Холст, масло. 73,3×59,5

Логично, что полотно Ивана Крамского, которое есть в коллекции Красноярска, — это портрет Сурикова. Василий Иванович только-только представил «Боярыню Морозову». Экскурсоводы рассказывают обычно байку о диалоге художников. Когда Суриков увидел портрет, сказал:

— Ну как же так! Ни одного мазка. Всё так гладко. Хоть на лбу положи мазок!

— А где ты видел мазки на лице?… Ну ладно, вот тебе мазок!

Примечание: Суриков любил живопись свободную, размашистую. Найдите фактурный мазок на лбу Сурикова.

10

Шишкин И.И. Поляна с соснами. Холст на картоне, масло. 59,2×37,5.

В красноярской коллекции есть графика и хранится этюд, то есть как бы часть будущего большого произведения, но и в нем чувствуется шишкинский класс — точность в мельчайших деталях строения растений, достоверная передача атмосферы сосновой рощи в солнечном свете.

11

Суриков В.И. Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Санкт-Петербурге. 1870. Холст, масло. 53×71,7

В Красноярске хранится большая коллекция картин Сурикова. Самые значимые собрания работ художника — в Третьяковской галерее и Русском музее. Фонд Музея-усадьбы Сурикова — на 3 месте по количеству работ художника. В Художественном музее имени В.И. Сурикова — четвертая по размеру коллекция картин Сурикова. Особенность этой работы — зимний пейзаж Суриков пишет по памяти летом.

— ЭТО ПЕРВЫЙ ВАРИАНТ ПЕЙЗАЖА, КОТОРЫЙ СУРИКОВ ПИШЕТ САМ, ПО СОБСТВЕННОМУ ЖЕЛАНИЮ. ОН УЖЕ УЧИТСЯ В АКАДЕМИИ ХУДОЖЕСТВ НА ПЕРВОМ КУРСЕ. И ЖЕЛАЯ ПРИНЯТЬ УЧАСТИЕ В ОСЕННЕЙ ВЫСТАВКЕ, ОН ВЕСНОЙ И ЛЕТОМ ПИШЕТ ЗИМУ ПО ПАМЯТИ. ЗИМНИЙ ПЕТЕРБУРГ НАПИСАН НЕ С НАТУРЫ. ЭТО В ГОЛОВЕ НЕ УКЛАДЫВАЕТСЯ, КАК ЭТО МОЖНО БЫЛО СДЕЛАТЬ. И ЭТО ТОЛЬКО ПЕРВЫЙ КУРС ЗАКАНЧИВАЕТ. ОСЕНЬЮ ВЫСТАВЛЯЕТ КАРТИНУ, ВСЕ АХНУЛИ, КУПЕЦ И МЕЦЕНАТ ПЕТР ИВАНОВИЧ КУЗНЕЦОВ ПОКУПАЕТ РАБОТУ, ТАК ОНА ОКАЗАЛАСЬ В КРАСНОЯРСКЕ. ЗИМОЙ ТОГО ЖЕ ГОДА СУРИКОВ ПИШЕТ УЖЕ С НАТУРЫ ВТОРОЙ ВАРИАНТ, ВОТ ОН ОКАЗАЛСЯ В РУССКОМ МУЗЕЕ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ.

искусствовед Анастасия Кистова

12

Суриков В.И. Благовещение. 1914. Холст, масло. 160×206

Последняя крупная законченная работа В.И. Сурикова. И ее очень плохо знают в России. Публика ее не приняла, Суриков ее стеснялся, а современные искусствоведы только начинают разбирать это полотно.

— СЕЙЧАС К ЭТОЙ РАБОТЕ МЕНЯЕТСЯ ОТНОШЕНИЕ. УЖЕ ПОНЯТНО: СУРИКОВ НЕ ТОЛЬКО ИСТОРИЧЕСКИЙ ЖИВОПИСЕЦ, ОН ЕЩЕ И ХУДОЖНИК-ЭКСПЕРИМЕНТАТОР. 1914 ГОД. ОН ЯВНО ЗДЕСЬ ИСПОЛЬЗУЕТ ПРИЕМЫ АВАНГАРДНОГО ИСКУССТВА, ОБЪЕДИНЯЯ И ПЛОСКОСТНУЮ ЖИВОПИСЬ, И РЕАЛИСТИЧНУЮ, И УСЛОВНУЮ, СИМВОЛИЧЕСКУЮ, И ОЧЕНЬ НАТУРАЛИСТИЧНУЮ. ОНИ ИГРАЕТ РАЗНЫМИ МАНЕРАМИ. ЭТО КАРТИНА-ЭКСПЕРИМЕНТ. А ЕЕ ОЦЕНИЛИ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЕГО ПРИВЫЧНОГО МЕТОДА. Я ДУМАЮ, ЧТО У ЭТОЙ РАБОТЫ БОЛЬШОЙ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ. НО СУРИКОВЕДЫ ЕЕ ПОЧТИ НЕ ЗНАЮТ.

искусствовед Анастасия Кистова

13

Суриков В.И. Вид на Красноярск в районе Благовещенской церкви. 1914

Акварель показывают в музее редко, ее берегут, чтобы цвет не ушел. Последняя акварель с видами Красноярска была написана Суриковым в свой последний приезд в Красноярск, в 1914 году.

КАРТИНЫ ОКАЗЫВАЛИСЬ В КОЛЛЕКЦИИ РАЗНЫМИ ПУТЯМИ. НАПРИМЕР, БОЛЬШАЯ ЧАСТЬ РАБОТ СУРИКОВА ПРИШЛА ИЗ КРАЕВЕДЧЕСКОГО МУЗЕЯ, А ТУДА — ИЗ ЧАСТНЫХ КОЛЛЕКЦИЙ ГАДАЛОВЫХ ИЛИ КУЗНЕЦОВЫХ. И СЕЙЧАС ДАЖЕ ЖАЛКО, ЧТО НАШИ КУПЦЫ МАЛО ИНТЕРЕСОВАЛИСЬ ИСКУССТВОМ МОСКВЫ ИЛИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, ВЫКУПАЛИ В ОСНОВНОМ РАБОТЫ МЕСТНЫХ ХУДОЖНИКОВ, А ТАК БЫ СЕЙЧАС В КОЛЛЕКЦИИ МУЗЕЯ БЫЛО БЫ ЕЩЕ БОЛЬШЕ РАБОТ С УЗНАВАЕМЫМИ ФАМИЛИЯМИ. В СОВЕТСКОЕ ВРЕМЯ СУЩЕСТВОВАЛО ТАКОЕ ЯВЛЕНИЕ КАК ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЕ ФОНДОВ. НАПРИМЕР, ЧТО-ТО ИЗ РУССКОГО МУЗЕЯ МОГЛО ОКАЗАТЬСЯ В КРАСНОЯРСКЕ. РАСПРЕДЕЛЯЛИСЬ ИЛИ ВТОРОСТЕПЕННЫЕ РАБОТЫ, ИЛИ НЕИЗВЕСТНЫХ АВТОРОВ.

14

Нестеров М.В. На пути в Эммаус. Эскиз мозаики для храма «Воскресения Христова». (Спаса на крови). 1896 ?. Холст, масло. 71,4×98,2

Связь музеев Красноярска и, например, Санкт-Петербурга сильнее, чем вы думаете. В коллекции Художественного музея хранится эскиз мозаики для знаменитого храма «Спаса на крови».

15

Коровин К.А. Гурзуф. 1913. Картон, масло. 66,5×86,4. Авторский холст: 65,4×85,9

Константин Коровин обожал Крым, подолгу там жил и работал. Пейзаж изображает Гурзуф в предзакатном солнце.

— КОРОВИН — ГЛАВНЫЙ РУССКИЙ ИМПРЕССИОНИСТ. ШИКАРНАЯ РАБОТА — ОНА ДЕМОНСТРИРУЕТ ТВОРЧЕСКУЮ МАНЕРУ КОРОВИНА, НАСТРОЕНИЕ ПЕРЕДАЕТ. К КАРТИНЕ НАДО ПОДХОДИТЬ БЛИЖЕ, ОТХОДИТЬ, ИЗУЧАТЬ ОПТИЧЕСКУЮ ИГРУ, В КОТОРУЮ ПРЕДЛАГАЕТ ПОИГРАТЬ ХУДОЖНИК, ОН НАНЕС МАЗКИ КРУПНЫЕ, РЫХЛЫЕ, ВЗЪЕРОШЕННЫЕ, ОТХОДИШЬ — НЕТ, ВСЕ ВИДНО, ПОНЯТНО, ДАЖЕ ВЫРАЖЕНИЕ ЛИЦА, ВСЕ ФОРМЫ СОБИРАЮТСЯ.

искусствовед Анастасия Кистова

16

Репин И.Е. Портрет графа В.В. Гудовича. 1913. Холст, масло. 145,5×112

Парадный портрет графа был заказан для Царскосельского реального училища. Полотно Репина попало в коллекцию Художественного музея из Красноярского краевого краеведческого музея. А туда попало, скорее всего, из коллекции какого-то красноярского купца.

17

Серебрякова З.Е. Пейзаж с прудом. 1912. Бумага верже, акварель, белила. 43×52,2

Зинаида Серебрякова — одна из важнейших женщин русского искусства. Акварели не всегда можно увидеть в экспозиции, оригинальную графику берегут от света.

18

Рерих Н.К. Поход на Корсунь. Эскиз. 1910. Бумага, карандаш, гуашь, тушь, пастель. 24,6×32,9

Это эскиз, но очень важный, написан в период, когда Рерих очень увлекся русской историей. Как говорят искусствоведы, все рериховское тут уже есть.

19

Саврасов А.К. Деревья на лугу. Мелованная бумага, карандаш, уголь. 27,4×43,6

Это пример станковой графики. Да, красок нет, но сложность исполнения фантастическая. Найдите в рисунке растушевку, разный штрих, процарапывание, и все это на бумаге, покрытой тонким слоем гипса.

СЕЙЧАС КРАСНОЯРСКАЯ КОЛЛЕКЦИЯ ЖИВОПИСИ, ГРАФИКИ, СКУЛЬПТУРЫ ОТРАЖАЕТ ВСЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ РУССКОГО ИСКУССТВА, ВСЕ ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ МОЖНО ОТСЛЕДИТЬ В ПОСТОЯННОЙ ЭКСПОЗИЦИИ НА ПАРИЖСКОЙ КОММУНЫ, 20.

20

Каратанов Д.И. «Тайга». Х.,м. 70×100 192 Ж-170

Наконец, говорим не только о работах мастеров национального значения, но и о красноярских художниках. Дмитрий Каратанов очень повлиял на последующие поколения красноярских художников.

— КАРАТАНОВ СТАЛ ПЕРВЫМ ПРЕПОДАВАТЕЛЕМ РИСОВАЛЬНОЙ ШКОЛЫ, КОГДА ОНА БЫЛА СОЗДАНА, ОН ВЫСТРОИЛ СИСТЕМУ, ВОСПИТАЛ НЕСКОЛЬКО ПОКОЛЕНИЙ ХУДОЖНИКОВ. СЧИТАЕТСЯ СОЗДАТЕЛЕМ СИБИРСКОГО ПЕЙЗАЖА, ПИШЕТ ВСЕГДА ТАК, КАК БУДТО МЫ ВНУТРИ ЭТОГО ПЕЙЗАЖА И НАХОДИМСЯ.

искусствовед Анастасия Кистова

21

Лекаренко А.П. «Последний снег». Б., акварель, гуашь. 1970. 46×57

Пусть эта выставка откроет вам художника Андрея Лекаренко. Какой красивый и нежный Красноярск на картине «Последний снег». Найдите все контрасты: старые и новые дома, снег и голая земля, природа и город.

22

Малевич К.С. «Дама, играющая на рояле». Х., м. 1913. 67×44,5.

Нет сюжета, есть элементы, напоминающие клавиши, струны, крышку, ножку рояля, так проявляется новое направление, основанное художником — супрематизм. Совет: посмотрите документалку от команды Художественного музея, там есть и об этой картине. «Дама, играющая на рояле» очень часто участвует в европейских выставках.

23

Кандинский В.В. «Импровизация № 209». Х., м. 1917. 63×67.

Кандинский в красноярской коллекции тоже есть. Считается, эта «Импровизация» написана после путешествия на Русский Север. И тут можно найти если не изображения храмов, то хотя бы намеки на формы куполов.

24

Попова Л.С. «Живописная архитектоника». Х., м. 1917. 55×40.

Любовь Попова — художник-авангардист. Ее «Живописная архитектоника» показывает красоты форм, линий и цветов.

КОЛЛЕКЦИЯ МУЗЕЯ — ЭТО БОГАТСТВО И ОГРОМНАЯ РАБОТА. НАПРИМЕР, РЕСТАВРАТОРЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО МУЗЕЯ ИМЕНИ В.И. СУРИКОВА ЕЖЕДНЕВНО ПРОХОДЯТ ПО ЗАЛАМ ОСМАТРИВАЮТ КАРТИНЫ, ПРОВЕРЯЮТ ТЕМПЕРАТУРУ И УРОВЕНЬ ВЛАЖНОСТИ. ЕЖЕГОДНО В ХРАНИЛИЩАХ ПРОХОДИТ ВАЖНАЯ ПРОЦЕДУРА — ПЛАНОВАЯ СВЕРКА. В ТЕЧЕНИЕ ГОДА КОМИССИЯ ОТСМАТРИВАЕТ ВСЕ РАБОТЫ, ФИКСИРУЕТ, В КАКОМ ОНИ СОСТОЯНИИ, НУЖНА ЛИ РЕСТАВРАЦИЯ. ЗАКОНЧИЛИ, НАПРИМЕР, ГРАФИКУ — ПРИСТУПАЮТ К ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМУ ИСКУССТВУ.

25

Поздеев А.Г. «Цветы, палитра и художник». Х., м. 150×150.

На картине не сам Андрей Поздеев, иначе полотно называли бы автопортретом, это изображение обобщенного образа творца.

26

Ряузов Б.Я. «Шушенское. Дом в котором жил В.И. Ленин». Х., м. 43×93.

«Город Прима» открыл на сайте выставку Бориса Ряузова — фронтового художника. А это ленинские места, Шушенское, где проходила ссылка Владимира Ильича Ульянова.

27

Ряннель Т.В. «Рождение Енисея». Х.,м. 150×130.

В здании Художественного музея имени В. И. Сурикова на Мира, 12 открылась выставка Тойво Ряннеля. Пусть «Рождение Енисея» будет тизером к ней. Для написания пейзажа Тойво Ряннель отправился в экспедицию к истокам Енисея.

28

Сергин В.А. «Город на Енисее». 1974. Х.,м. 152×190.

Снова представьте мысленно размер полотна — полтора на почти два метра. Зачем такие масштабы? Чтобы было ощущение, что в картину и этот нарисованный Красноярск можно шагнуть. Найдите все достопримечательности.

— РОДИЛСЯ В КРАСНОЯРСКЕ, ЗАКОНЧИЛ ХУДОЖЕСТВЕННУЮ ШКОЛУ, УЧИЛСЯ В ИРКУТСКЕ. ВАЛЕРЬЯН СЕРГИН ПРИВНЕС В КРАСНОЯРСКУЮ ШКОЛУ КРАСКИ ИРКУТСКОЙ ШКОЛЫ. У НАС ТАК ЯРКО И СОЧНО НЕ ПИСАЛИ. МОЖНО ДОБАВИТЬ ЕЩЕ ОДИН ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ: СРАЗУ ПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ УЧИЛИЩА В ИРКУТСКЕ, МОЛОДОМУ ХУДОЖНИКУ ПРИШЕЛ ВЫЗОВ ИЗ КРАСНОЯРСК С ПРЕДЛОЖЕНИЕМ ДОЛЖНОСТИ ГЛАВНОГО ХРАНИТЕЛЯ ФОНДОВ ТОЛЬКО ЧТО СОЗДАННОЙ КРАСНОЯРСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГАЛЕРЕИ (НЫНЕ — ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ). ТАК ПЕРВЫЕ ГОДЫ КОЛЛЕКЦИЮ МУЗЕЯ ФОРМИРОВАЛ ХУДОЖНИК — ВАЛЕРЬЯН АЛЕКСЕЕВИЧ СЕРГИН.

искусствовед Анастасия Кистова

29

Ишханов Ю.П. Портрет А.Е. Бочкина. Бронза

Работы Юрия Ишханова вы точно хорошо знаете — это, например, памятник Чехову и Кирову в Красноярске. Чтобы так точно изобразить начальника строительства Красноярской ГЭС Андрея Бочкина, скульптор познакомился с ним и переехал жить в Дивногорск.

1

Намдаков Д.Б. «Полёт». 2007. Бронза, литьё, патинирование.

Дашинима Бальжимаевич Намдаков — бурятский скульптор, график, ювелир, знакомый с королевской семьей и внезапно вернувшийся из Лондона, чтобы возвести арт-парк в родном селении. Скульптура символическая. Правда же мальчик так приник к шее коня, что вместе слившиеся фигуры напоминают и Пегаса, и Кентавра, и сцену из «Аватара» Джеймса Кэмерона? Размышления о слиянии животного и человеческого важны для европейской, азиатской и сибирской культуры.

ГАЛЕРЕЯ ШЕДЕВРОВ — ЭТО НЕ ЗАМЕНА РЕАЛЬНОЙ ВЫСТАВКЕ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ МУЗЕЕ ИМЕНИ В. И. СУРИКОВА. ОЧЕНЬ ХОТИМ, ЧТОБЫ ЧИТАТЕЛИ УЗНАЛИ, КАКИЕ СОКРОВИЩА ЕСТЬ В КРАСНОЯРСКЕ, А ПОТОМ СЛЕДИЛИ ЗА АНОНСАМИ ВЫСТАВОК, ЧТОБЫ УВИДЕТЬ САМИ КАРТИНЫ, А НЕ ИХ ЦИФРОВЫЕ КОПИИ. ЭТО, КАК ПОСМОТРЕТЬ КЛИП, ДАЖЕ ЕСЛИ ТАЛАНТЛИВО СНЯТЫЙ, НО СТРЕМИТЬСЯ НА ЖИВОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ МУЗЫКАНТА. ПОДПИШИТЕСЬ НА АККАУНТ МУЗЕЯ @MUSEUM_SURIKOV, ЧТОБЫ НЕ ПРОПУСКАТЬ НОВОСТИ О ПРОЕКТАХ.

Поделиться
Поделиться
Поделиться