Что делать, если стал жертвой SMS-атаки? Это новое мошенничество

Памятки от полиции, банка, мобильного оператора и специалиста по безопасности

«Город Прима» рассказал о новом виде мошенничества — SMS-атаке. Это когда за несколько часов на телефон падают сотни сообщений с опасными ссылками. Чем опасна такая атака, чего нельзя делать, можно ли это остановить, советуют в полиции, банке и компании мобильной связи. Обо всем этом говорили сотни раз, это простые и разумные правила, но убедитесь, что ваши близкие их знают.

Photo by Markus Winkler on Unsplash

Памятка пресс-службы МегаФона

— В МегаФоне действует единая система информирования оператора о фактах SMS-спама. Сервис позволяет бесплатно отправить жалобу на спам и добавить отправителя в черный список. Для этого абонентам оператора достаточно переслать нежелательное SMS на бесплатный номер 1911 в течение 24 часов после получения. Система фиксирует все обращения и анализирует источники спама и объёмы таких рассылок, чтобы предотвратить их в дальнейшем.

Однако в данном случае можно предположить, что произошла кибератака — мошенники, используя известный им номер телефона, намеренно оформляли запросы на авторизацию на различных интернет-порталах. В таком случае блокировать номера абоненту может быть нежелательно, если он планирует в дальнейшем пользоваться данными ресурсами. В этой ситуации важно придерживаться основных правил защиты от телефонного мошенничества — в первую очередь, никому не сообщать полученные в SMS-коды и другие личные данные и пароли. Такие атаки обычно носят непродолжительный характер, но в случае необходимости можно предложить абоненту временно отключить услугу SMS-информирования. Еще одна рекомендация — если вы понимаете, что вам звонят мошенники, не стоит продолжать коммуникацию, лучше просто закончить разговор и передать информацию оператору через специальную форму на сайте.

Памятка от полиции

— Не совершайте никаких операций по инструкциям незнакомых.

—  Сразу заканчивайте разговор, если кто-то просит у вас данные карты или коды для совершения операций в интернет-банке.

— Никогда не сообщайте никому код безопасности на оборотной стороне карты, код из SMS или пароли от приложений, к которым привязана Ваша банковская карта.

— Не перечисляйте денежные средства, не убедившись в надежности адресата.

— В случае получения сообщения о блокировке Вашей банковской карты, не спешите перезванивать или переходить по ссылкам. Обратитесь лично в банк.

Телефонное мошенничество — это преступление, обратитесь в полицию. Здесь инструкция, как подать электронное обращение.

Сообщения круглосуточно принимаются в дежурных частях территориальных органов внутренних дел или по телефонам 02 (стационарные телефоны) или 102 (с мобильных).

Сергей Аксютенко

специалист в сфере безопасности бизнеса, профайлер

— С телефонными и интернет-мошенниками лучше вообще не общаться.

Не отвечайте на звонки с незнакомых номеров, из других регионов. Если все же ответили, то как только поняли, что это мошенники то прекращайте разговор, и блокируйте номер.

— Не передавайте никаких своих данных.

—  Часто задача таких звонков добиться от вас ответа «да» в разных интонациях. Разговор записывают, потом, насколько я знаю, этот ответ могут использовать для обращения в банки и другие организации. Сейчас много разных программ и способов.

— Не переводите деньги на другие счета и не оформляйте кредиты, что бы не говорили эти «люди», когда представляются сотрудниками банка, полиции, прокуратуры, ФСБ и т. д.

— Будьте внимательны при размещении объявлений на различных площадках о продаже и поиске услуг. Это касается сторонних сайтов, например, когда при продаже клиент предлагает оплату провести через якобы безопасную сделку и присылает ссылку, внешне она похожа на тот же сайт объявлений, но это подставной сайт, и как только вы ввели данные, списываются все деньги со счета.

— Не открывайте непонятные сообщения и письма, они могут нести вирусы, с помощью которых мошенники получают доступ к вашим данным.

Напомним, SMS-атака началась после неудачного разговора с человеком, представившимся по телефону «специалистом службы безопасности банка». Поэтому напоминаем еще раз правила общения: как НЕ представляются сотрудники банков, с каких номеров НЕ звонят и как действовать, если у вас возникло ощущения, что ваши деньги воруют.

Самая детализированная памятка есть на сайте Сбербанка.

Пресс-служба Сибирского банка ПАО Сбербанк

— Злоумышленники могут звонить с номера, похожего на 900, но отличающуюся на одну цифру. Чтобы защитить себя, запишите номер банка 900 в адресную книгу своего телефона. Если звонок будет с другого номера, то на экране телефона он отобразится как комбинация цифр, которая отличается от 900. Не совершайте никаких операций по инструкциям звонящего. Все операции для защиты карты сотрудник банка делает сам. Сразу заканчивайте разговор. Работник банка никогда не попросит у вас коды безопасности с обратной стороны карты (CVV/CVC), логин от СберБанк Онлайн, коды из SMS, номер банковской карты. В отличие от мошенников, задача которых — любым способом получить конфиденциальную информацию.

Проверьте, не было ли сомнительных операций за время разговора. При малейших подозрениях, что информация с карты или персональные данные доступны третьим лицам, нужно сразу же блокировать карту через Сбербанк Онлайн или позвонив в службу помощи банка. Если вы пострадали от мошеннических действий, обратитесь в ближайший офис банка или по телефону горячей линии по номеру 900 или 8 800 555-55-50 — с городского телефона, все звонки на территории России бесплатные. Также необходимо подать заявление о мошенничестве в любое подразделение полиции.

Ещё раз призываем: поговорите со взрослыми родными, объясните, как действуют мошенники. Вам в помощь памятка от сайта «Город Прима».

Поделиться
Поделиться
Поделиться