«Город При­ма» пуб­ли­ку­ет ново­сти из газет нача­ла XX века. Нам инте­рес­но под­ме­чать сход­ство меж­ду крас­но­яр­ца­ми 2022 года и 1905-го. Столь­ко вре­ме­ни про­шло, а неко­то­рые ново­сти не меня­ют­ся.

Нача­лось сво­е­го рода «палом­ни­че­ство» в окрест­но­сти горо­да, осо­бен­но на «Так­мак» и «Стол­бы». Жаль, что гос­по­да «палом­ни­ки», состо­я­щие глав­ным обра­зом из рабо­та­ю­щей моло­де­жи, не щадят лесов, остав­ляя по сво­е­му ухо­ду непо­ту­шен­ны­ми кост­ры, кото­рые обра­ща­ют­ся в губи­тель­ные пожа­ры.

Тол­пы на Стол­бах те же, но отно­ше­ние к при­ро­де, кажет­ся, меня­ет­ся.

Про­жи­ва­ю­щая за Качей деви­ца 16 лет Сви­ще­ва из гостей, на Боль­шой ули­це, отпра­ви­лась домой на извоз­чи­ке, номе­ра кото­ро­го, к сожа­ле­нию, не заме­ти­ла. Не дове­зя до назна­чен­но­го места, извоз­чик отка­зал­ся вез­ти даль­ше и начал делать ей, не стес­ня­ясь, гру­бые пред­ло­же­ния, а затем слез со сво­е­го места и стал отсте­ги­вать фар­тук саней. Пере­пу­ган­ная девуш­ка рва­ну­лась в дру­гую сто­ро­ну и выпа­ла из саней, затем пусти­лась бежать. И толь­ко пока­зав­ши­е­ся про­хо­жие успо­ко­и­ли ее, извоз­чик же не торо­пил­ся скрыть­ся, а про­дол­жал насмеш­ли­вые и гряз­ные заме­ча­ния, чем и ввел про­хо­жих в заблуж­де­ние отно­си­тель­но незна­ко­мой девуш­ки и изба­вил­ся от ответ­ствен­но­сти за свои поступ­ки.

Мыс­лен­но заме­ни­те сло­во «извоз­чик» на «так­си» и поже­лай­те самим себе не попасть в такую исто­рию.

Небезыз­вест­ный док­тор Ал. Ив. Бур­гер, про­жи­ва­ю­щий ныне в Петер­бур­ге, выпу­стил в свет новую кни­гу «Вред­ное вли­я­ние жен­ской и дет­ской мод­ной обу­ви». Веро­ят­но, кни­га будет иметь успех, так как каса­ет­ся важ­но­го вопро­са по дет­ской гиги­ене.

Крас­но­ярец выпус­ка­ет кни­гу — обыч­ное дело для 1905-го и 2022-го. Не так дав­но мы писа­ли об иссле­до­ва­нии китай­ских соц­се­тей, кото­рое напи­сал крас­но­яр­ский жур­на­лист.

Город­ская упра­ва вто­рич­но при­гла­ша­ет гос­под вело­си­пе­ди­стов сде­лать уста­нов­лен­ный взнос за пра­во езды и запа­стись биле­та­ми. С 15 июня не сде­лав­шие взно­са вело­си­пе­ди­сты будут при­вле­кать­ся к ответ­ствен­но­сти.

Про­бле­мы с лиха­ча­ми-вело­си­пе­ди­ста­ми были уже тогда. «Город При­ма» летом писал, как труд­но разъ­е­хать­ся на про­спек­те Мира — в про­шлом ули­це Боль­шой.

В нынеш­нем году раз­ве­лось такое мно­же­ство вело­си­пе­ди­стов, что нуж­но быть боль­шим искус­ни­ком, что­бы идя по Боль­шой ули­це уметь избе­жать пас­са­жи­ра на сталь­ном коне, кото­рые ездят настоль­ко неуме­ло, что того и гля­ди собьют пеше­хо­да с ног, при­ме­ров чему уже быва­ло ныне вес­ной не мало. Поче­му остав­ле­но преж­нее пра­ви­ло город­ской поли­ции, кото­рая рань­ше не выда­ва­ла сви­де­тель­ства на пра­во езды на вело­си­пе­де преж­де, чем вла­де­лец его не дока­жет на прак­ти­ке свое уме­ние управ­лять вело­си­пе­дом.

Часов­ня на горе над рекой Качей нахо­дит­ся в крайне пла­чев­ном состо­я­нии. О свя­том ее пред­на­зна­че­нии мож­но судить толь­ко по кре­сту на кров­ле и отча­сти по архи­тек­ту­ре. Сте­ны ее, как внеш­ние, так и внут­рен­ние, испещ­ре­ны непри­стой­ны­ми над­пи­ся­ми и даже сти­хо­тво­ре­ни­я­ми, веро­ят­но качин­ских и дру­гих досу­жих «поэтов», а так­же над­пи­ся­ми лиц, часов­ню посе­тив­ших, неко­то­рые из них пол­ны­ми адре­са­ми. Един­ствен­ная неболь­шая ико­на лежит на окне. Окна, конеч­но, без вся­ких при­зна­ков рам и сте­кол, слу­жат вход­ны­ми две­ря­ми.

Ново­сти о ван­да­лах боль­ше ста лет назад. Авто­ры над­пи­сей остав­ля­ли свои домаш­ние адре­са, сей­час бы так.

Наш город­ской парк — это пасы­нок горо­да, нико­му нет дела до него. Город дав­но мах­нул рукой и сдал в арен­ду обще­ствен­но­му собра­нию, а арен­да­то­ры, вла­дея ими десят­ки лет, при­ла­га­ют ста­ра­ние как мож­но мень­ше сде­лать для него и боль­ше извлечь, поэто­му в погоне за обы­ва­тель­ским гри­вен­ни­ком. Сего­дня устра­и­ва­ют про­езд под душем, а зав­тра устро­ят гон­ки по алле­ям в рим­ских колес­ни­цах.

Совре­мен­ные ново­сти про город­ской сад, сей­час мы гово­рим «Цен­траль­ный парк», более опти­ми­стич­ные — о гло­баль­ной рекон­струк­ции.

Мимо трак­ти­ра, нахо­дя­ще­го­ся на Гостин­ской ули­це в доме наслед­ни­ка Попо­ва, небез­опас­но ходить, так как при­слу­га и посе­ти­те­ли часто выплес­ки­ва­ют и помои, и пиво за окош­ко на ули­цу. Так гос­по­дин С., про­хо­дя мимо трак­ти­ра, был облит пивом, на заме­ча­ние его посе­ти­те­ли отве­ти­ли, что в ста­кан попа­ла муха, а потом по адре­су его пусти­ли и креп­кое слов­цо.

Не меша­ло бы город­ской упра­ве оза­бо­тить­ся уси­ле­ни­ем осве­ще­ния на Ново­ба­зар­ной пло­ща­ди. В ноч­ное вре­мя, осо­бен­но теперь, когда на пло­ща­ди такая клас­си­че­ская грязь, кото­рой зави­ду­ют даже про­сла­вив­ши­е­ся сво­ей гря­зью на пло­ща­дях и ули­цах Тюмень и Томск, уси­ле­ние осве­ще­ния необ­хо­ди­мо.

И в нача­ле XX века сибир­ские горо­да сорев­но­ва­лись, где боль­ше гря­зи или сне­га.

Арбу­зов ныне в Крас­но­яр­ске при­ве­зе­но из Мину­син­ска так мно­го, что тор­гу­ют ими и дыня­ми не толь­ко на пло­тах, но и на пло­ща­дях, пере­крест­ках, у вок­за­ла, клад­би­ща, мостов, ездят по горо­ду, тор­гу­ют и ста­рые, и малые, жен­щи­ны и муж­чи­ны, за про­да­жу арбу­зов взя­лись и кре­стьяне, и раз­но­чин­цы, и сол­да­ты. Одним сло­вом, всех обу­я­ла «арбу­зо­ма­ния». Осо­бен­но ожив­ле­на пло­щадь на Новом база­ре. Око­ло целых гор, нава­лен­ных в ящи­ки и коро­ба или про­сто сва­лен­ных на зем­лю, тол­пит­ся мас­са поку­па­те­лей, кото­рые неред­ко тут же и съе­да­ют свою покуп­ку, усе­и­вая пло­щадь кор­ка­ми и пор­че­ны­ми арбу­за­ми.

Ниче­го не напо­ми­на­ет? При­мер­но так в Крас­но­яр­ске все под­ряд про­да­ют тюль­па­ны. В интер­не­те, с машин, с рук.

Гру­бое и дерз­кое обра­ще­ние извоз­чи­ков вызы­ва­ет спра­вед­ли­вые жало­бы пуб­ли­ки, кото­рая воз­му­ща­ет­ся их пове­де­ни­ем, как во вре­мя сто­ян­ки на бир­же, так и во вре­мя езды. Так, напри­мер, извоз­чик № 126, ехав­ший через пере­езд воз­ле Покров­ско­го пере­ул­ка, когда ему заме­ти­ли, что он, будучи без седо­ка, рысью, обрыз­ги­ва­ет про­хо­дя­щих, нахаль­но отве­тил: «Зачем вы тут шля­е­тесь. Сиде­ли бы дома».

Крас­но­ярск. Лужи. Авто­мо­би­ли забрыз­ги­ва­ют про­хо­жих. В нача­ле XX века — все то же, толь­ко без авто­мо­би­лей.

Меб­ли­ро­ван­ные ком­на­ты в Крас­но­яр­ске поми­мо доро­го­виз­ны, — номе­ра сто­ят от 1 р. 50 к. до 2 р. в сут­ки, отли­ча­ют­ся боль­ши­ми неудоб­ства­ми. Номе­ра содер­жат­ся гряз­но, обстав­ле­ны убо­го, постель­ное белье сомни­тель­ной чисто­ты, нет умы­валь­ни­ка. Не меша­ло бы мест­ной поли­цей­ской адми­ни­стра­ции обра­тить вни­ма­ние на эти «авги­е­вы конюш­ни» и тем изба­вить заез­жа­ю­щую пуб­ли­ку от непри­ят­ных минут, кото­рые ей при­хо­дит­ся пере­жи­вать в силу необ­хо­ди­мо­сти в подоб­ных меб­ли­ро­ван­ных ком­на­тах.

В неко­то­рых буд­ках и палат­ках про­да­ют фрук­то­вый квас: во мно­гих из них ста­ка­ны после питья не моют, а толь­ко обти­ра­ют поло­тен­цем, к тому же часто сомни­тель­ной чисто­ты. Уди­ви­тель­но, что про­дав­цы, когда им заме­ча­ют об этом, гля­дят с недо­уме­ни­ем и даже неред­ко с оби­жен­ным видом, не счи­тая оче­вид­но соблю­де­ние чисто­ты для себя обя­зан­но­стью.

Коман­ды совре­мен­но­го обще­пи­та, пора­бо­тав­шие в усло­ви­ях пан­де­мии, дума­ет­ся, будут в шоке от таких ново­стей из про­шло­го.

Бла­го­да­ря пре­крас­ной пого­де в вос­кре­се­нье, 29 мая мас­са гуля­ю­щих обы­ва­те­лей про­во­ди­ли этот день, кто на ост­ро­вах, кто в окрест­но­стях Успен­ско­го мона­сты­ря.

Боль­ше 100 лет про­шло, а люби­мые места отды­ха крас­но­яр­цев не меня­ют­ся.

Обы­ва­те­лям горо­да рас­сы­ла­ет­ся по город­ской почте каки­ми-то празд­ны­ми людь­ми несо­об­раз­но­го содер­жа­ния молит­ва, при этом сде­ла­на при­пис­ка, что­бы молит­ва эта была пере­пи­са­на и посла­на дру­го­му; в про­тив­ном слу­чае неис­пол­нив­ше­го ждет гнев Божий. Нашим кор­ре­спон­ден­том при­сла­но из села Зеле­дев­ско­го «свя­тое пись­мо», кото­рое вро­де бы най­де­но в Печер­ской лав­ре в 1904 году. Содер­жа­ние это­го пись­ма поло­жи­тель­но бес­смыс­лен­но и состав­ля­ет, веро­ят­но, плод твор­че­ства како­го-нибудь про­хо­дим­ца лже­мо­на­ха.

«Пере­шли­те пись­мо 10 дру­зьям» — ока­зы­ва­ет­ся, эту исто­рию при­ду­ма­ли еще в нача­ле XX века.

На днях на пло­ща­ди око­ло тюрь­мы по сло­вам одно­го оче­вид­ца: «баба души­ла мужи­ка». На вопрос под­бе­жав­ше­го про­хо­же­го, обра­щен­ный к «бабе», та зыч­ным муж­ским голо­сом отве­ти­ла, что-де не его дело — совать­ся в чужие дела. Нет ника­ко­го сомне­ния, что эта «баба» была никем иным, как пере­оде­тым вором муж­чи­ной.

Крас­но­яр­ские обы­ва­те­ли, име­ю­щие воз­мож­ность дышать све­жим воз­ду­хом на дачах, посте­пен­но пере­се­ля­ют­ся на лоно при­ро­ды, поэто­му с утра до вече­ра тянут­ся по город­ским ули­цам повоз­ки, уво­зя­щие домаш­ний скарб за город по направ­ле­нию Гре­мя­че­го, мона­сты­ря и дере­вень Тор­га­ши­но и Базаи­хи.

Каж­дую лет­нюю пят­ни­цу в «Дорож­ной служ­бе» на радио «Крас­но­ярск Глав­ный» и в газе­те 1905 года.

За послед­нее вре­мя паро­хо­ды, отхо­дя­щие вверх по реке Ени­сей, пере­пол­не­ны пас­са­жи­ра­ми, подав­ля­ю­щее боль­шин­ство кото­рых спе­шит на озе­ро Шира. Что­бы попасть на паро­ход, при­хо­дит­ся запи­сы­вать­ся на места за несколь­ко дней до отхо­да паро­хо­дов.

И сей­час каж­дое лето в Крас­но­яр­ске так. На про­гул­ки по Ени­сею надо поку­пать биле­ты очень зара­нее.

Гово­рим спа­си­бо коман­де Госу­дар­ствен­ной уни­вер­саль­ной науч­ной биб­лио­те­ки Крас­но­яр­ско­го края за кипы оциф­ро­ван­ных ста­рин­ных газет. Листай­те на kraslib.ru.

Елена Овсянникова

Поделиться
Поделиться
Поделиться