Команда сайта «Город Прима» знакомит вас с красноярцами, которые вопреки всему открывают заведения, придумывают новые форматы, задают тренды и меняют Красноярск. По просьбе «Города Прима» они заполняют «Анкету заряженного красноярца».
На вопросы отвечает Олег Суслов, экс-красноярец, писатель и художник из Санкт-Петербурга.
фотограф: Ольга Падалка
КАКИЕ НОВЫЕ ПРОЕКТЫ, НАЧИНАНИЯ?
— Я прилетел в Красноярск с книжным туром. Привез в родной город свою только что изданную книжку «Приключения Дождика и Кораблика». Это детская книжка. Она для читателей от 6-ти до 12-ти лет. Это сказка о добре и дружбе — первая книга цикла. Сказочные иллюстрации к ней сделала красноярская художница, живущая в Нью-Йорке, Елена Лихацкая. Тур этот запланирован был осенью прошлого года и привязан к Красноярской книжной ярмарке — самому мощному, яркому, современному книжному событию в нашей стране, равных которому не было ни в каких других культурных столицах. На КРЯКК была запланирована премьера моей книги. Но ярмарки в этом году не будет. Невосполнимая потеря не только для читающих красноярцев, но и читающей России, и России пишущей. Подумав, и зная о том, что в страданиях нет никакого смысла, а есть он в делании и творении, я решил не отказываться от оставшихся договоренностей с красноярскими культурными институциями. Для меня, как писателя, важно, чтобы книгу прочитали, чтобы книгу услышали. Не только мою — любую хорошую книгу. Слово для этого и существует, чтобы его говорить и чтобы его слышать. Печатное слово существует еще и для того, чтобы его думать. Без слова невозможно ничего. Поэтому я привез в Красноярск «Приключения Дождика и Кораблика» и в течение двух недель буду делать читки.
КАКИХ ФОРМАТОВ, ПРОЕКТОВ, СОБЫТИЙ ИЛИ МЕСТ НЕ ХВАТАЕТ КРАСНОЯРСКУ?
— Я уже несколько лет живу в Петербурге. В Красноярске за это время не был ни разу и уже не знаю, как развивается здесь культурная жизнь. Могу лишь, как сквозь зеркало, сравнить два города. В Петербурге все до единого концерта, лекции, читки, кинопросмотра, перформанса, фестиваля, выставки — имеют одну общую особенность, несмотря на множество различий, это особенность определяется словом — глубина. При этом глубина, например, лекции по истории музыки, типичной для Петербурга, еженедельной лекции, не говоря уж о кураторских выставках (это когда не просто картинки развесили по стенам и скульптуры по углам расставили, а когда наполнили экспозиционное пространство идеями и смыслами) — глубина этих лекций и выставок достигает размеров Марианской впадины. Это потрясает меня в питерских художественных практиках до сих пор. Могу предположить, что этой глубины может не хватать в удалении от культурной столицы. При этом у Красноярска есть образец потрясающей глубины — Енисей. Речка Нева по сравнению с ним мелкая. Поэтому глубины все там рукотворные. Надо копать, глубже и глубже.
НАЗОВИТЕ 3 МЕСТА В КРАСНОЯРСКЕ, ГДЕ ВАМ ХОРОШО (ГДЕ НРАВИТСЯ ОТДЫХАТЬ, МЕСТА СИЛЫ И ВОСПОЛНЕНИЯ ЭНЕРГИИ).
— Готовясь к читкам своей книги, встречам с читателями, посещая множество культурных площадок, передвигаюсь по Красноярску пешком, что абсолютно нормально для Петербурга. И вдруг, во время этой прогулки, я ощутил ошеломляющее для меня чувство — я почувствовал себя в родном Красноярске туристом. Город предстал передо мной абсолютно новым. Словно я впервые здесь. А те, казалось бы, знакомые здания, виды, потрясающие золотые пейзажи с Куйсумскими горами за Енисеем я лишь видел на фотографиях из туристических буклетов. Это удивительно и неожиданно.
Именно за этим постоянно меняющимся пейзажем мы идем гулять на выходных по «Гремячей гриве». До отъезда для меня эти прогулки были подлинной, чистой радостью. Сопки вдоль могучего Енисея. Тропы в тайге. Выходы на видовки. Настоящая, мощная, сочная природа в шаговом доступе от города. Фантастика!
ПОХВАЛИТЕ 3-Х КОНКРЕТНЫХ ЛЮДЕЙ ИЛИ 3 КОНКРЕТНЫЕ КОМПАНИИ В КРАСНОЯРСКЕ, КОТОРЫЕ КРУТО ДЕЛАЮТ СВОЁ ДЕЛО, МЕНЯЮТ ГОРОД И РАДУЮТ ВАС.
— Для меня любой город это — архитектура. Именно ее ты видишь первой. Дома, музеи, мосты, заводы. А затем уже, в силу сложных процессов коммуникации, узнаешь, кто в этой архитектуре живет. Но особенность в том, что любой город; Питер ли, Красноярск ли, меняют люди. Город сам себя не строит. Люди строят. Никто никого не сможет заставить строить так или иначе. Любой дом, любая архитектура — это чей-то выбор. Он может не представлять мнение большинства. Или наоборот, представлять только такое мнение. Но всегда это — решение человека. Я считаю, что не вправе говорить — что правильно, а что неправильно. Человек так мыслит — это его право. Могут быть мысли некрасивые или даже безобразные? Конечно, могут. И мы можем это видеть в городе. Именно этим отличаются столицы от других городов. Архитекторы в столицах не могут и не имеют права мыслить безобразно.
КАКОЕ ПОВЕДЕНИЕ КРАСНОЯРЦЕВ ВАС БЕСИТ?
— Из аэропорта Емельяново мы ехали в Красноярск в 6 утра. Въезжали в пылающий пламенем рассвет. От красоты захватывало дух. Природа — вот та невероятная роскошь, которую бог дал Красноярску. В этом плане петербургский пейзаж, город, стоящий на унылом болоте без единой горы, никогда не сравнится с бушующей в своем великолепии красноярской природой. Чтобы восполнить природную простоту и серость, Петр Великий построил город-дворец, город-музей. Рукотворный до каждого кирпича, идеальный. Мы въезжаем в город Красноярск сквозь потрясающий рассвет и сразу встаем в невероятных размеров автомобильную пробку. От Бугача до центра города. В 6 утра! И сейчас, каждый день проходя по Красноярску, я вижу автомобильные столпотворения. Я не могу сказать, что это меня бесит, но мне кажется, что это ненормально. Я размышляю о том, как такое могло получиться. Ведь эти улицы, эти развязки никакой чужак со злым умыслом не строил. Строили те, кто здесь живет. Это удивительно.
В Петербурге 40 островов, над каналами и реками сотни мостов. Перейти по мосту самую широкую питерскую речку Неву — такая же норма, как перейти улицу. В Красноярске же я вижу, что никому и в голову не может прийти мысль перейти по мосту Енисей. Даже по Коммунальному, не говоря уж про Октябрьский или новый мост. Это не хорошо и не плохо. Это другое понимание пространства. Все красноярцы передвигаются по городу на транспорте. То есть посредством механизма, машины. А когда твой посредник в отношении с городом — машина, о каком личном, даже интимном взаимоотношении с городом может идти речь?
В КАКОМ РАЙОНЕ ВЫ ЖИВЕТЕ? РАССКАЖИТЕ, КАКИЕ ПЛЮСЫ ЕСТЬ В РАЙОНЕ? НАЗОВИТЕ 2-3 ТАЙНЫХ МЕСТЕЧКА ИЛИ ЗАВЕДЕНИЯ.
— Как и сейчас в Петербурге, так и до этого в Красноярске, я жил в Центральном районе. В Красноярске — на проспекте Мира. И сейчас, прилетев в родной город, пройдя пешком от Юдинской библиотеки, где у меня будут читки, через Николаевку до Стрелки, я смог вздохнуть взглядом, только выйдя на проспект Мира. Только там я смог ощутить себя в комфорте. Но любое комфортное существование — это безостановочный труд. Его надо неустанно наполнять теплом и уютом, как легкие воздухом. Наполнение это я беру из искусства. Посещение любого из храмов искусств дает возможность жить в радости. Хотя бы какое-то время. Поэтому — любой музей место силы. В Красноярске десятки удивительных музеев! Любой музей, название которого вы даже никогда не слышали, способен дать жизни горожанина смысл и чувства. Потому что любой музей работает с памятью. А память, в отличие от всего остального — единственное, про что мы можем сказать: это мое. Мастерские художников — подлинные космодромы. С концертными залами уже не так однозначно. В них многое зависит не от сцены, а от того, кто на этой сцене. Мне рассказали, что сейчас в Красноярске появились уникальные по своей сложной природе пространства, где можно послушать музыку, увидеть спектакль, восхититься выступлениями поэтов. Эксперты в разговоре даже сравнили эти новые культурные центры с питерскими. Думаю, это правильный вектор движения, когда развлечение дрейфует в сторону искусства. Когда смешиваются жанры и стили. Когда модный показ превращается в тотальную инсталляцию, а библиотека — в метамузей. И это уже есть в Красноярске! Прекрасно!
Я с удивлением узнал, что Красноярск — вторая кулинарная столица России, после Петербурга. Это — супер! Потому что это значит — люди думают о содержании. Важно думать о содержании! Да, в данный момент, о содержании того, что едят. Думают о том, что кладут в свой желудок. Но еще это значит, что дальше возникнут, непременно, возникнут мысли о содержании того, что они кладут в свою голову. А это будут: мысль и слово. В чем здесь прогресс? В том, что в перспективе, я уверен, Красноярск станет второй культурной столицей! После Петербурга, разумеется.