Наталья Пальчик, руководитель кризисного центра «Верба», прокомментировала дикую историю в одной из красноярских школ — ученица решила покурить электронную сигарету на уроке, учительница попыталась забрать устройство, началась потасовка. Психолог рассказала, почему таких историй все больше и как кризисный центр помогает выходить классам из конфликтных ситуаций.
Photo by Priscilla Du Preez on Unsplash
Почему конфликтов в школе становится больше?
— Вопрос в том, как мы умеем решать конфликты. Эти навыки у детей, родителей, педагогов оставляют желать лучшего. Мы не умеем договариваться, решать конфликты без применения насилия. Учитель в этой ситуации вышла из позиции учителя и превратилась просто в человека, который не справляется с эмоциями. Мир поменялся очень сильно, изменились подростки и правила жизни. А правила, которые, может быть, и приняты в школе, зафиксированы только в уставе, который никто не читает. Нет договоренностей. В итоге учитель не знает, как себя вести в кризисной ситуации, как действовать, если срывают урок, например. И ребенок не знает правил.
Если брать ситуацию шире и говорить о буллинге. 50 % школьников подтверждают, что сталкивались в качестве свидетелей, жертв или зачинщиков с травлей в школе. А когда спрашиваешь администрацию, говорят — нет. Сейчас только школы разворачиваются к этой теме, потому что всем выгоднее решать проблему, чем замалчивать.
Что делать родителям, если они узнали о случаях буллинга в школе, Наталья Пальчик рассказала в интервью. Специалист объясняет: страшны последствия не только для жертвы травли, но и для свидетелей. Все может вылиться, например, в самоповреждающее поведение ребенка.
Травля в школе: что делать родителям жертвы и агрессора?
Интервью с психологом кризисного центра «Верба» Натальей Пальчик
Как кризисный центр «Верба» работает с классами, где есть травля?
— Когда от родителей или от школы поступает обращение о факте буллинга, мы в первую очередь идем в школу. Беседуем с их представителями: директором, завучем, классным руководителем. После этого начинаем разговаривать с детьми. Важно узнать мнение не одного ребенка, который был вовлечен в конфликт, но всего класса. Это позволяет полноценно оценить обстановку в коллективе и узнать мнение свидетелей ситуации. Так мы понимаем, кто жертва, кто зачинщик. Уже после этого мы беседуем с пострадавшим ребенком и родителями. По итогам всей собранной информации определяем, действительно ли буллинг имеет место быть в данной ситуации, или проблема заключается в другом.
После, с классным руководителем и школьным психологом, мы определяем дальнейшую стратегию действий. Это могут быть медиативные технологии с проведением кругов сообществ, коммуникативные тренинги или работа школьных служб. Все это позволяет договориться о правилах, установить степень вреда, поговорить о последствиях агрессивного поведения. На самом деле, алгоритм действий зависит от изначальной проблемы. Но детям необходимо проговорить, как они чувствуют себя в подобных ситуациях.
Кто и как может обратиться в кризисный центр?
— Обратиться в наш центр могут как взрослые, так и дети, по телефону доверия — 231-48-47. Но важно понимать, что если звонок поступит от ребенка, нам все равно необходимо будет привлечь его родителей для дальнейшей работы. Наиболее активно к нам обращаются, конечно, сами родители. Мы приглашаем на консультацию с психологами нашего центра. Они бесплатно работают с семьями группы риска. Это позволяет и детям, и родителям получить необходимые советы.
Также мы можем дать консультацию непосредственно школьному психологу или педагогу, поделиться опытом и дать оценку со стороны. Мы рассказываем про проблему буллинга, как ее диагностировать, как реагировать и предотвращать подобные ситуации. А специалисты уже самостоятельно проводят работу в школе.
Посмотрите эфир вечернего канала «Прима», полностью посвященный драке в школе с комментариями зрителей и экспертов.