Наталья Герасимова: «Образование в „Астрее“ — это больше, чем просто оценки»

Разбираемся, как современная школа помогает детям найти себя

Какое будущее мы хотим для своих детей? Будут ли они окружены успехом и признанием, найдут ли любимое дело? Смогут ли создать крепкую семью и найти опору в себе и других? Все эти вопросы волнуют родителя, и порой справиться с ними в одиночку очень сложно.

Но помочь может… школа, если понимать и принимать её ценности. «Город Прима» поговорил с директором образовательного центра «Астрея» Натальей Герасимовой о том, какую роль сегодня играет образование и что может получить ученик в школе, помимо оценок.

Наталья Анатольевна, «Астрея» даже внешне мало похожа на обычную школу — нет стройных рядов парт, нет стандартных кабинетов, стены испещрены плакатами, рисунками учеников. Как устроена «Астрея» и почему именно так?

Да, верно. «Астрея» — открытое пространство, где каждый ученик может попросить помощи, прийти со своим запросом. У нас нет стен, и не хочется их ставить, зато у нас много часов и возможностей влиять на среду школы. Когда школьники приходят впервые, им очень нравится и не верится, что здесь можно реально делать многое самому: создавать маршрут, выбирать, чем заниматься.

Многие родители требуют строгости в воспитании, учёбе, особенно к мальчикам. У нас тоже есть строгость, но другого порядка: выделяется время на обсуждение смыслов, мы помогаем растить ученику силы саморегуляции. В нашем сообществе учеников и учителей рождаются действительно работающие правила, о которых все договорились и необходимость которых все понимают.

Первое время ребятам может быть сложно привыкнуть к этому, но, как правило, 3-4 месяца — и они уже не хотят по-другому. Многое для них становится открытием — например, что можно разговаривать тихо, что можно жить без троллинга, что можно договариваться. Что в каждом предмете может быть интересно.

У нас в группе максимум 10-12 человек. Именно такой формат позволяет работать персонально с каждым, позволяет понимать запросы учащегося и найти к нему подходы. Разные формы работы позволяют дотянуться до сознания ученика. Программы обучения относительно классические, разница в принципах подачи материала: например, у нас уроки по продолжительности, как университетские ленты: так можно лучше погрузиться в предмет, нет надобности вмещать большой объем информации в 45 минут.

Учебный день поделен на две части: первая половина отдана под академические дисциплины, вторая — на самоподготовку заданий, атмосфера более творческая, в школе деловая обстановка, в которой идет проектная работа, общение.

Большое внимание уделяется развитию социальных навыков. Выстраивание долгосрочных отношений — этому в том числе учатся в «Астрее». Этот навык на всю жизнь, и он полезен не только в сфере учёбы и работы, но и в семейной жизни. Потому что, увы, нас научили, как жениться, но никто не научил, как строить совместную жизнь — отсюда такой большой процент разводов. А мы здесь изучаем технологии длинных отношений, которые в том числе помогают строить семью.

— У нас в группе максимум 10-12 человек. Именно такой формат позволяет работать персонально с каждым, позволяет понимать запросы учащегося и найти к нему подходы.

Теперь в «Астрее» есть и старшая школа. Это довольно сложное направление, ведь в той же началке можно допустить больше вольностей, а в старшей школе все намного серьёзней. Расскажите, как пришла идея открыть старшую школу?

Нам хватило смелости и знаний это сделать. Начнём с того, что каждый ребёнок уже с первого класса проходит очень большой путь. Вот представьте: вы ходили в детский сад и жили относительно вольной жизнью: ели, спали, играли. Детский сад — это мягкая форма взаимодействия с ребёнком. А потом вы идёте в школу, и появляется новый статус: «Ученик». И, по сути, вся начальная школа уходит на то, чтобы освоить этот статус с эмоциональной, моральной, психологической стороны. Одновременно нужно постигать академические предметы — чтение, математика, русский язык, труды. Тут нужно много интереса и воли. Плюс сюда же добавляется и социальная адаптация: умение работать в группе, договариваться и т.д. Потом ученик заходит на новый уровень — средняя школа, и это новый взрыв. Когда с тобой работает не 4-5 учителей, как в начальной школе, а уже человек 20, и у каждого свои требования, стандарты. И здесь тоже важно взять академические знания, параллельно искать себя, более-менее определиться с дальнейшим выбором сферы деятельности, все экзамены будут связаны с этим фактом.

Старшая школа в системе — это завершающий этап и один из самых сложных. «Астрея» в этой системе — возможность для подростка многое понять и осознать в себе. Это школа-наставник. Старшую школу мы организовали таким образом, что ребята углубляются в искусство коммуникации. У них есть возможность осознавать свои компетенции, связывая знание и жизненные задачи, перед ними уже стоят вызовы. Мы выделяем время на коучинговые беседы, мотивационные, исследовательские, рефлексируюшие. У нас в общей программе есть час коммуникаций, тьюторский час. Они задают вопросы: как я с помощью этой науки могу понимать себя или мир лучше, либо в семье что-то делать лучше, как она поможет мне что-то изменить и реализовать свои идеи.

Для современных детей эта тема стоит очень остро: сегодня к 18 годам ребята не всегда понимают, кто и чем занимается в различных профессиональных сферах. То есть имеется представление, кто такой учитель, кто такой пожарный, но нет понимания, что в современном мире есть множество коллабораций, ответвлений, что, например, если ты окончил художественный институт, ты можешь быть и дизайнером, и иллюстратором, и преподавателем, и много кем другим. Или для работы в дизайне художественная школа не всегда и нужна. Тьюторы постоянно работают на расширение карты мира ученика, они смотрят на потенциал личности. И вот это понимание мы как раз и даём в «Астрее».

— «Астрея» и её цели — намного шире, чем просто хорошие оценки.

Выпускные классы — это прежде всего подготовка к экзаменам и к поступлению. Как «Астрея» работает с этим?

В направлении аттестации мы идём совместно с общеобразовательными учреждениями, и наши ученики готовы к выпускным тестам, квалификационным работам. Мы выполняем все требования образовательных стандартов. Когда приходит старшеклассник, мы изучаем, что он будет сдавать, будет это базовый уровень или профильный. Обязательно смотрим на то, какой уровень владения предметом, вдобавок к этому проводим тесты на тип мышления, на когнитивные функции. И, уже отталкиваясь от всего многообразия, выстраиваем индивидуальную программу. Есть несколько видов занятий с учениками, в том числе тренировочные непосредственно к экзаменам.

Но нужно понимать: если от детей и семей поступает запрос только на высокие баллы по ЕГЭ, то можно обойтись индивидуальным репетиторством. А «Астрея» и её цели — намного шире, чем просто хорошие оценки.

Например, если приходит ученик, который чётко знает, куда он хочет поступить, то с ним можно очень здорово построить маршрут, карьерный трек из точки А в точку Б, в которой он хочет оказаться. Мы учим видеть не только один-единственный вариант при поступлении, а ещё и альтернативу. К этому хорошо быть готовым, ведь каждый год меняются условия поступления, у каждой приёмной кампании свои нюансы. Будущий студент должен изучать, скорее, не школу или университет, а себя — куда он хочет пойти и почему, и уже от этого строить свой план и дальнейшую подготовку. Если же ученик еще только начал изучать этот вопрос, а времени год до ОГЭ — знак свыше: уже точно пора.

И ни в коем случае нельзя руководствоваться принципом «как сдам, так сдам, потом выберу университет», это частенько провальный маршрут: это значит, что человек, даже если сдаст, придёт в какую-то область, которую он по сути себе не выбирал, и через какое-то время разочаруется и всё бросит. Или дотерпит, будучи студентом, но он будет неинтересен как потенциальный сотрудник.

Есть образовательная среда, созданная для развития эффективности — это про правила, рамки, шаблоны, оценки, а есть образовательная среда для развития инноваций. «Астрея» — это педагогика инноваций. Эффективность достигается за счет вовлечения ребят в предметы, в деятельность, в смыслы, за счет профориентации, за счет того, что мы персонально с каждым из них включаемся в его смыслы и идеи, и они простраивают сами себе атлас маршрутов.

— Часто у детей есть какая-то картинка в голове, кем они хотят стать, но как этого добиться — это совершенно непонятная для них сфера, а мы в «Астрее» помогаем всё это сращивать. Мы помогаем строить мосты в сложные темы, в длинные проекты, не терять дух и мотивы.

Старшая школа — время определяться с профессией? А что, если ещё не выбрал?

Профориентация — одно из важнейших направлений на протяжении всего школьного обучения, к нам многие обращаются именно с этим запросом. В том числе обращаются только за этой услугой. Нам интересна тема развития личности, у наших учеников есть уроки коучинга и самопознания. Есть услуга личного сопровождения. Классно, если ребята приходят в пятом, шестом, седьмом классах. Мы составляем с ними карту интересов, карту запросов родителей, тестируем их на предмет компетенций, навыков. Важно дать возможность подростку осознать свои силы и способности. Ведь когда человек строит карьеру, мало кто будет ему в дневник заглядывать — четвёрка у него или пятёрка по русскому, все будут смотреть на его компетенции, на то, что он наработал.

И когда ребята узнают, что на самом деле ценится в профессиональном мире, что такое рынок труда, какие существуют варианты работы, какие существуют сферы, а как в этом вопросе университеты помогают, какие компетенции растить, чтобы я в этой сфере хорошо расположился, чтобы я был востребованный как спец, им становится понятнее, в каком направлении двигаться. Часто у детей есть какая-то картинка в голове, кем они хотят стать, но как этого добиться — это совершенно непонятная для них сфера, а мы в «Астрее» помогаем всё это сращивать. Мы помогаем строить мосты в сложные темы, в длинные проекты, не терять дух и мотивы.

Хорошо, если удаётся делать эту работу с пятого класса, мы её проделываем каждый год, но есть и более взрослые ученики старших ступеней. Никогда не поздно вступить в процесс профориентации. Мы готовы работать уже со студентами, после поступления давать сопровождение — с ними работает тьютор, коуч. Помогать искать практику. Раньше образование ассоциировалось только с педагогикой, а теперь образование — это и педагогика, и психология, и коучинг, и наставничество, и фасилитация, и специалисты совершенно разного профиля.

— Культура — это не то, с чем рождается человек, она выращивается. В «Астрее» она изучается самими подростками, какие есть у нас культурные коды, какие ценности, как рождаются ритуалы и традиции.

Как устроена профориентация в «Астрее»?

Задача профориентолога — это определить, понять, какие сферы интересны и близки ученику. В каких он будет чувствовать себя эффективным и востребованным. Как поддерживают его родители. По стандарту важно выбрать не меньше трёх сфер и по 3 маршрута минимум для 3 возможных профессий в каждой сфере. Исходя из этого формируется список, куда можно пойти учиться — какой это может быть институт, какой колледж, а может, нужно время, чтобы подготовиться ещё. Какие компетенции уже в силе, какие надо подрастить, какое дополнительное образование можно брать. В результате у школьника готова полноценная карта — атлас маршрутов, куда он может пойти, с конкретными шагами. Это очень мощная работа, и она требует времени и качества внимания. Вторая важная часть — это работа по сбору информации о учебных заведениях, уровень требований приемной комиссии, какой конкурс, какие есть способы эффективного набора баллов, кроме предметов: волонтёрство, олимпиады, проекты, портфолио.

Мы вшили процесс профориентации в основной пакет. Это позволяет тьютору проводить так называемые пробы, благодаря которым ученик может попробовать себя в разных профессиях, познакомиться с тем, что придётся делать в реальной жизни. Например, интересна тебе сфера гостеприимства — тьютор и профориентолог помогают понять, какие есть профессии в этой индустрии, какие интересны. С 14 лет можно работать метапрофилями, мы работаем валидными современными тестами, наблюдением тьютора и куратора, используем качественное исследование «Цифровой человек». К нам в школу приходят эксперты, специалисты из нужной области, можно пообщаться с ними, создать проект на тему. Сами ходим в институты, колледжи, предприятия. Наши родители — это чаще всего предприниматели, это возможность качественных проб. Это очень большая работа, и конечно, делать её должен не учитель русского языка или математики, у нас есть служба сопровождения — куратор, тьютор, психолог, профориентолог. Это стол поддержки каждого ученика школы.

В чём это помогает — наши ученики внутренне высоко мотивированы, они научаются видеть смыслы, мы даём место, время, движение личному авторству учеников, у них есть личная идея, мечта, цель. Культура — это не то, с чем рождается человек, она выращивается. В «Астрее» она изучается самими подростками, какие есть у нас культурные коды, какие ценности, как рождаются ритуалы и традиции. Ученики участвуют полноценно в управлении школой и программой. «Астрея» — это пространство сотворчества педагогов и учеников. Образование, которое мы даём, требует больше вовлеченности от всех участников, открытая атмосфера, дружеская, рождает доверие — тут хорошо растут инициативы у всех. Родителям школа настолько интересна, что они поддерживают её с радостью. Растить компетенции — это более длинное образование, сложное. Тут нужно партнерство родителей и команды школы. Но и эффект от него более глубокий: оно даёт преимущество мыслить шире, воспитывает новаторов. Сами родители определяют обучение в школе как основательный вклад в наследие.

Про то, а как же они жить-то будут, вон вокруг сколько всего не очень…. Ребята с нами 6 часов в день, пять дней в неделю, 170 дней в году. Всё остальное время, а это 18 часов в сутки, — семья и то, что она благословляет, чем наполнено пространство.

Прожив даже немного в доверительной, поддерживающей среде, увидев и прочувствовав свое личное «хорошо», человек, попадая в обеднённую среду, автоматически начинает ее достраивать, дотягивать до своего уровня «хорошо». Культура школы и семьи работают на это, если они партнеры, очень мощно.

«Астрея» направлена на развитие культуры, в которой рождаются люди, способные изменить пространство вокруг себя к лучшему!

Образовательный центр «Астрея»

ул. Железнодорожников, 20г

ул. Бограда, 111

(391) 228 99 11

astreyafamily.ru

Программа начальной школы 6+, старшей — 12+.

Реклама. ООО ЦС «Астрея». Фото предоставлены рекламодателем

Поделиться
Поделиться
Поделиться