А ведь так радостно все начиналось. В этом материале мы не будем считать, сколько денег ушло на строительство одной несчастной ветки нашего метро, мы предлагаем посмотреть хронологию наоборот. В архиве телеканала «Прима» есть уникальные кадры, о которых уже все забыли. Когда стройка метро шла на всех трех площадках города: на площади Революции, у Ж/Д вокзала и на Высотной. Вашему вниманию краткая история красноярского метро за 1 минуту и 19 секунд.
А теперь расширенная версия с текстом и видео. История нашего метро в обратной хронологии: от пессимизма к радужному энтузиазму 90-х.
Начинаем с самого грустного сюжета о метро. Депутаты Горсовета в июле 2015 года провели выездное совещание в тоннеле. Единственное, на что теперь годится наш тоннель — это делать крутые селфи.
В 2014 году паблик «Проспект Мира» горько пошутил на эту тему — в Красноярске появляется арт-объект.
А вот, кажется, последний гвоздь в тему строительства подземки.
Весной 2011 года законсервировали станцию метро на Ж/Д вокзале. Освободившуюся площадку придумали использовать под парковку. Но тогда еще была надежда, что в 2015 году финансирование возобновится.
В сентябре 2010 года на площади Революции на месте спуска в шахту в метро поставили огромную клумбу. Этим завершилась консервация станции в центре города.
В марте 2010 года возобновляются работы на станции «Высотная». Руководители метростроя с воодушевлением вернулись из Москвы, где проводили совещание по строительству метро в регионах. В Москве пообещали — деньги на стройку найдутся. Небольшой градус оптимизма еще присутствует, но горожане уже понимают, что что-то пошло не так.
В ноябре 2009-го начали консервацию станции на площади Революции. Ее решили засыпать песком. Хотя надежда есть, что станцию «Высотную» запустят к 2014 году.
Все, кончено же, упирается в деньги. Финансирование метро идет из двух источников: из федерации и из краевого бюджета. А на достройку только первой ветки нужна сумма, превышающая доходы бюджета всего Красноярска за этот год. Поэтому власти надеются на то, что финансирование метро пойдет полностью из федерального бюджета.
В феврале 2009 собираются расчистить место под новую станцию метро на Копылова. Даже дома собираются сносить. И открыть эту станцию хотят в 2012 году. На тот момент проблем с финансированием метро нет.
В октябре 2008 года на стройке побывал заместитель министра транспорта РФ. Пообещал, что деньги будут выделять. И позиция финансирования 50 на 50 остается. Вдохновленные метростроевцы обещают к 2012 году запустить три станции «Высотная», «Копылова» и «Вокзальная».
В июне 2008 года демонтировали бетонный забор на площади Революции и железные ворота с буквой М.
В мае 2008 года начинают демонтировать оборудование на станции «Площадь Революции». Как объясняют метростроевцы, консервация — вынужденный шаг, рабочих и спецоборудования на других площадках не хватает. И все силы решили сосредоточить на станциях «Высотная», «Копылова» и «Вокзальная». А демонтаж забора на площади Революции — это подарок ко дню города, ведь многие красноярцы устали от строительного пейзажа в самом центре.
В октябре 2007 года многие уже не верят, что метро будет в Красноярске, но Федерация все же выделяет деньги. А вот некоторые депутаты считают, что метро нам и вовсе не нужно. Никаких проблем оно не решит.
Несмотря на то, что работы возобновились, работа идет в три смены, рабочие метростроя работают уже без энтузиазма. Выделенных денег хватит метров на триста. Да и вообще, рыть красноярскую подземку по советским схемам, как они считают, уже нет смысла.
Шанс на метро хоть и призрачный, но еще существует, работы хоть вяло, но ведутся. Москва выделила полмиллиарда рублей. Но этих денег хватит лишь на 1 километр тоннеля. На тот момент 7 лет из 10 строительство не велось.
Строители метро устроили акцию протеста. Они возмущены массовыми сокращениями и задержками финансирования. Строительство заморожено, на поддержание тоннелей и техники в рабочем состоянии ежемесячно тратится полтора миллиона рублей . К началу следующего года руководство планирует уволить больше тысячи человек. Больше всего страдают подземные проходчики — представители некогда романтической, героической и самой высокооплачиваемой среди метростроевцев профессии.
Октябрь 2003-го. По Красноярску поползли слухи о том, что в городе вообще не будет метрополитена. А губернатор Хлопонин неожиданно предложил переоборудовать уже вырытые подземные тоннели на улице Высотной под торговый комплекс.
Работы ведутся, зарплату рабочим стали выплачивать вовремя, на площадке станции «Высотная» метростроевцы на свой страх и риск в долг монтируют канадский проходческий комплекс «Ловат». Он полностью автоматизирован, и тоннели прокладывает в пять-семь раз быстрее, чем аналогичная советская машина.
Несмотря на нехватку денег, метро все же строится, началась сборка проходческого комплекса «Ловад». Уже два года край не выделяет на строительство метро ни копейки, а депутаты законодательного собрания заявляют, что стройку вообще нужно заморозить, городу метро не нужно. Канадская машина, которая получила русское имя «Ольга», стоит на площадке под тентом с обогревателем.
Кажется, в сентябре 2002 года впервые заговорили о том, что метро в Красноярске не будет. На рабочей комиссии депутаты краевого парламента рекомендуют законсервировать строительство до лучших времен. Законодатели считают, что нынешний проект метрополитена неэффективен, но, главное, в бюджете края нет денег на его финансирование.
«Новости Прима» спускаются в метро, чтобы посмотреть, как идет строительство. К эксплуатации готовы подсобные помещения и часть тоннеля. Купили машину «Ловат» — тоннелепроходческое оборудование, но на его запуск нет денег. Работы ведутся на четырех из пяти запланированных станций. Первая ветка, как планировалось тогда, должна была соединить Северо-Западный район с Театром оперы и балета.
В новостях о метро практические уже ничего не говорят. Вот короткое упоминание от 1999 года. Михаил Меркулов, это главный архитектор, на обсуждении генплана города сказал, что если метро не будет построено, город не сможет ни жить, ни развиваться. Работы приостановлены, но будут продолжены.
Грустные новости о строительстве метро.
В 1997 году люди полны энтузиазма. И предпринимают попытки как-то искать деньги на стройку. На «Приме» крутится ролик «Лотерея метро».
Финансирования метро практически нет. Фонд поддержки строительства метро устраивает лотерею. Главный приз — двухкомнатная квартира. Собираются даже выпустить облигации на 50 миллиардов (!) рублей.
Проходит конкурс детских рисунков «Дети рисуют метро». Дети рисуют дизайн станций. И какие красивые названия придумывают для станций: «Долгожданная», «Цветочная», «Станция №5».
А вот самые радостные репортажи с места стройки метро.
Корреспондент «Новостей Прима» Марина Новикова с уверенностью рассказывает, что первая линия метро запустится через 10 лет. Она пройдет от кинотеатра Строитель и до Коммунального моста, до станции метро «Проспект Мира». На месте стройки первой станции осушили озеро. Собираются сносить дома на Копылова.
В январе 1997 года, несмотря на то, что финансирования уже не хватает, все еще уверены, что метро точно будет.
А это первое сохранившееся в архиве упоминание о метро.